Горькая симфония. Почему карельские оркестранты идут в дворники и массажисты? Как элитные музыканты дошли до жизни такой?
Простая история. Ни для кого не секрет, что предновогодние дни — жаркая пора для артиста: репетиции, праздничные концерты. Горят на работе и музыканты симфонического оркестра Карельской филармонии. Петрозаводск, кстати говоря, единственный город
Вот только прибыльным делом игру классики назвать сложно, и приходится музыкальной элите искать дополнительные источники дохода. Найти профильные удается единицам, поэтому днем они Штрауса шлифуют, а вечером улицы метут и офисы драят.
О казусе Карельского в отсутствие закона о спонсорстве и меценатстве — корреспондент НТВ Никита Анисимов.
Край заповедный мест — Карелия привлекает туристов своей природой и достопримечательностями. Петрозаводская филармония — тоже визитная карточка республики. Ее симфонический оркестр вообще уникальное явление для городов севера России. Коллектива в 80 музыкантов с консерваторским образованием нет ни в Мурманске, ни в Архангельске, ни в Вологде, а петрозаводский оркестр на днях будет отмечать свое
Концертмейстер группы альтов Карельского симфонического оркестра и сам давно
Денис Дорофеев: «Вот так каждый день начинается рабочий день карельского музыканта».
На самом деле день альтиста начинается затемно. Просто о работе с таким инструментом Денис предпочитает не рассказывать. Под музыку водосточных труб
Денис Дорофеев, концертмейстер группы альтов Карельского симфонического оркестра: «На самом деле хотелось бы просто работать на одной работе».
Чтобы не бросать любимую профессию с зарплатой в 10 тысяч рублей, фаготист симфонического оркестра подрабатывает массажистом.
Александр Щербаков, фаготист Карельского симфонического оркестра: «Уйти
Недавно местные власти выделили деньги на два новых фагота — этот инструмент стоит почти 500 тысяч, и теперь, подъезжая к филармонии на копейке, еще один фаготист Дзюбук чувствует себя миллионером.
Валерий Дзюбук, фаготист Карельского симфонического оркестра: «Иногда выглядит анекдотично, когда в такой машине, „копейке“, лежит такой инструмент — получается джип в „копейке“».
Молодой виолончелистке Надежде повезло: она смогла найти приработок по специальности, Надежда устроилась в музыкальное училище. Там будущие звезды пока смотрят в партитуры горящими глазами.
Надежда Рогушина, виолончелистка Карельского симфонического оркестра: «В лучшем случае их ждет работа в провинциальном оркестре за 8 тысяч и куча подработок и халтур».
Живет Надежда в восьмиметровой комнатке музыкального общежития. Перспективную выпускницу консерватории с трудом пристроили в бывшую сушилку для белья. Здесь она набирается вдохновения.
Надежда Рогушина, виолончелистка Карельского симфонического оркестра: «Стенка здесь картонная, студенты за ней все время бушуют по ночам, даже беруши не помогают».
Для директора хлеб важнее зрелищ, недаром первый кабинет филармонии — отдел маркетинга и рекламы. Но с билетами по сто рублей и редкими гастролями остается надеяться на добрую волю регионального руководства. Александр Васильевич разъясняет музыкантам, которые играли с Башметом и Мацуевым, что работа дворника — это неплохая релаксация.
Александр Коктомов, директор Карельского симфонического оркестра: «Понятно, что зарабатывать на этом деле практически невозможно. Чтобы зарабатывать на классической музыке, надо играть ее там, где собирается много богатых людей».
Недавно в оркестр даже пригласили молодого английского дирижера Мариуса Стравинского. Он хочет обновить репертуар, а заодно просит у местных властей новые инструменты и новое здание. В Америке, объясняет Мариус, оркестры живут за счет спонсоров, в Европе музыканты обычно вынуждены подрабатывать, но
Мариус Стравинский, дирижер и художественный руководитель Карельского симфонического оркестра: «Мы все знали, что мы не будем зарабатывать много денег, когда мы начали заниматься музыкой. Это естественно».
Денис Дорофеев, концертмейстер группы альтов Карельского симфонического оркестра: «Когда играешь
Первая скрипка оркестра, Алексей, играет в ресторанах «Прекрасный розмарин» и «Венский марш». Публика слушает с удовольствием, но не успевает Алексей выйти из зала, как там врубают более привычные шлягеры.
Алексей Дмитриев, концертмейстер Карельского симфонического оркестра: «Когда наши руководители говорят, что музыканты должны зарабатывать… Где они могут это сделать? В ресторанах, на свадьбах. Но музыканты, которые играют серьезную музыку не на потеху публике, не „Мурку“, они занимаются серьезным делом и заработать не могут».
В карельском Министерстве культуры жалобы музыкантов встречают без сочувствия. Здесь уверены: у оркестрантов много свободного времени и не такие плохие приработки. А главное — оркестр на 90 процентов содержится за счет бюджета. И это многовато.
Антонина Камирова, первый заместитель министра культуры Республики Карелия: «Мы каждый год заслушиваем их планы, какие есть гастроли, какие появляются прибыльные проекты. Но пока мы этого не слышим, пока только есть финансирование из бюджета».
Скрипачке Ирине удалось найти любителей музыки среди петрозаводских клерков. Они пристроили музыканта уборщицей в своем офисе. Тут Ирина получает почти столько же, сколько в оркестре.
Ирина: «Зато у меня работа фитнес заменяет, не надо тратиться на спортклубы».
То, что для рук музыканта такая работа смертельна, Ирина старается не думать — для нее это возможность содержать дочь и заниматься любимым делом. Ведь овации зрителей на минуту позволяют забыть о тяжелых буднях. И становится понятно, что музыка их связала навечно.