В Дагестане возрождают древнее гончарное искусство балхарскую керамику.
В Дагестане возрождают древнее гончарное искусство — балхарскую керамику. Кувшины, игрушки и глиняные украшения местных мастеров известны во всем мире. В советское время в Балхаре был открыт гончарный цех, работавший на экспорт. Сейчас там трудятся всего несколько мастериц.
Репортаж корреспондента НТВ Руслана Гусарова.
В горах Дагестана за водой к роднику всегда идет женщина. В большинстве сел у нее на плече железный кувшин. В древнем селе Балхар сегодня тоже так, но в старые времена кувшин был глиняный.
Глиняные кувшины и вообще посуда из глины — это главная достопримечательность и национальная гордость аула Балхар и его жителей. В древности об этом селе в нынешнем Акушинском районе Дагестана знал едва ли не весь Кавказ.
Абакар Газимагомедов, начальник цеха керамики Махачкалинского художественного комбината: «И вода, и пищевые продукты в наших кувшинах, наших хранилищах глиняных лучше хранятся, потому что наша керамика не глазированная, а пористая. И за счет этого они не томятся там и не портятся, а как бы дышат».
В советские годы в двух строениях на окраине аула балхарцы выполняли и перевыполняли государственный план по производству керамики. Их слава гремела на весь мир. Уникальную по своим качества глину 15 видов добывали тут же, в сотнях метров в сторону большой долины.
Сегодня здесь частное подворье. С развалом Советского Союза по сути развалилось и массовое производство балхарской керамики. Но 10 женщин во главе с энтузиастом и мастером на все руки Абакаром Газимагомедовым, тем не менее, продолжают дело предков в прохладной комнате старого керамического цеха в самом селе.
Корреспондент: «Руки не болят у Вас?»
Хадижат Алибецева, мастер гончарного производства: «Руки тоже болят. Я много делала, теперь не могу много делать, устала».
Работа с глиной на гончарном круге — исключительная обязанность и привилегия балхарских женщин. Так уж сложилось здесь веками и, вероятно, корни традиции уходят ко временам матриархата.
Мастерица Хадижат у гончарного круга уже 38 лет. За эти годы тысячи изделий, десятки новых учениц. Зарема — одна из немногих в последнее время, способная и не унывающая.
Зарема Ибрагимова, ученика гончарного производства: «Наверное, прежде всего, нужно желание большое, не бояться, как говорится, замарать руки. А если есть желание, то получится все равно».
Корреспондент: «А как же маникюр?»
Зарема Ибрагимова: «Мы не делаем».
Корреспондент: «Почему?»
Зарема Ибрагимова: «А нам здесь это не нужно. Мы делаем, когда едем в город, а здесь нам это не нужно».
Особенностью балхарской керамики является не только местная глина, но и способ изготовления сосудов методом наращивания глиняными жгутами. После нанесения цветной глиной самобытного балхарского рисунка, изделие подсушивают, а затем отправляют на обжиг в старую печь, которую топят исключительно местным кизяком и хворостом.
Среди разнообразия балхарской керамики в основном посуда мелкой и средней формы, например, кюнари или кунган — кувшин для воды. Однако помимо этого, есть и шедевры гончарного искусства высотой почти человеческий рост.
А еще балхарцы делают глиняные игрушки, как в старину. Конечно, с ними особо не поиграешь, могут разбиться, но горским детям не привыкать.
Впрочем, в отличие от мальчишек, балхарские девочки отдают предпочтение кувшинам и тарелкам. А еще они любят смотреть, как дома их мамы и старшие сестры садятся иногда за гончарный круг и прямо на глазах создают простое балхарское чудо.