Если бы не случайность, худрук Петербургской филармонии стал бы художником. Но судьба распорядилась по-другому .
Хороший подарок на юбилей получил Юрий Темирканов. Его наградили орденом «За заслуги перед Отечеством»
Кстати, музыкантом маэстро стал почти случайно,
С
Музыканты оркестра Юрия Темирканова понимают своего руководителя не с полуслова, а с полужеста. Так, знаменитый дирижер добивается от первых скрипок определенного музыкального акцента.
В симфонии Чайковского «Зимние грезы» по темиркановской версии такой прием имеет особое значение. На репетиции Юрии Хатуевич вообще мало говорит, больше жестикулирует.
Сергей Словачевский, заслуженный артист России, концертмейстер группы виолончелей академического симфонического оркестра Петербургской филармонии: «Темирканов — один из двух, трех людей на планете дирижеров, который может сделать руками, не говоря. Он останавливает оркестр и говорит: „Я хочу, чтобы вы это сыграли. И дальше он показывает, оркестр играет. А он улыбается. Если он хочет, то оркестр сыграет или изящно, или тяжело“».
Стоя перед профессиональными музыкантами, дирижер не должен отбивать такт. По убеждению Темирканова, человек, который претендует на место за пультом, должен быть хитер настолько, чтобы убедить оркестрантов. Они не просто звуковоспроизводители, а такие же интерпретаторы музыки, как и дирижер.
Юрий Темирканов, народный артист СССР, художественный руководитель Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича: «Руки должны идти за мыслью, музыкальной мыслью. Я знаю, что некоторые даже репетируют перед зеркалом. Я даже не поднимаю рук, когда смотрю партитуру дома».
Партитура для занятий на дирижерском факультете консерватории переложена на минимум инструментов, для двух роялей. Точно так же как сегодняшние студенты, в этом классе профессора Ильи Мусина юный Юрий Темирканов учился отображать музыку в своих жестах с дирижерской палочкой в руках.
Впоследствии этот атрибут у маэстро исчез. Поначалу он рассказывал в некоторых интервью, что просто нет таких мастеров, которые могут сделать нужные ему дирижерские палочки. Позже выяснилось: Темирканову их периодически дарят, но он ими упорно не пользуется.
Юрий Темирканов, народный артист СССР, художественный руководитель Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича: «Я думаю без палочки гораздо естественнее,
Юрий Темирканов далеко не все готов исполнять с палочкой или без. Известно, что он может уехать перед премьерой, потеряв контракт, если его принципы не позволяют дирижировать.
Так было в Лионе на весьма спорной современной постановке «Пиковой дамы». А вот солист Мариинского театра Юрий Марусин до сих пор не может забыть, как Темирканов дирижировал операми Чайковского.
Юрий Марусин, народный артист РСФСР, солист Мариинского театра: «Никто так не играет вступление к „Пиковой даме“ или „Евгению Онегину“. От его игры мороз по коже».
Как известно, Темирканов, будучи руководителем Кировского театра, не любил дирижировать балетами, играть под ногу, как говорят музыканты. Но за пластикой рук Темирканова уже давно следят знаменитые танцовщики.
Фарух Рузиматов, народный артист России: «Есть дирижеры каменные, есть пластилиновые, а есть пластичные. Наверное, его пластика рук, движения, корпуса в
Эти выразительные жесты хорошо знают во многих оркестрах мира. Юрия Хатуевича любят за его виртуозное дирижерское искусство и юмор в любой ситуации. Только кто больше завораживает людей в Темирканове, гениальный дирижер или