В Красноярском крае на минувшей неделе возбуждено уголовное дело в отношение двух акушеров.
В Красноярском крае на минувшей неделе возбуждено уголовное дело в отношение двух акушеров. Врачей подозревают в халатности, которая повлекла смерть ребенка.
Подобные трагедии в России, увы, редкостью быть перестали. Случаи же когда пациентам приходится сталкиваться с грубым, черствым и даже циничным к себе отношением со стороны медперсонала, вообще статистическому учету не поддаются.
Очевидно, к сожалению, что поток жалоб растет. А ведь врачебная этика подразумевает гуманное отношение к больному. В чем причины происходящего и что с этим делать, пытался разобраться корреспондент НТВ Вадим Фефилов.
Драматургу Елене Исаевой
Отрывок из спектакля: «У каждого врача помимо своего кладбища еще иногда случаются такие штуки, что не по злому умыслу происходят трагические ситуации».
Анастасия Ведерникова, тетя Миши Бахарева: «Ребенку все хуже и хуже, он уже у нас синенький,
Антон Бахарев, отец Мишы Бахарева: «Он на моих глазах почти умер уже. Я говорю, чтобы они делали
Врача, способного подключить мальчика к аппарату искусственной вентиляции легких в больнице не оказалось. Отец Миши бросился искать доктора по всему городу. Нашел, привез, но мальчик был уже при смерти. Родителей попросили выйти, а спустя полчаса бабушка Миши Бахарева — акушерка, работающая в этой же больнице, заглянула в палату и увидела, что в помещении нет никого. Только мертвый внук.
Антон Бахарев, отец Миши Бахарева: «Нам никто потом не сказал, что у нас ребенок умер».
Виктор Щербаков, главный врач Каслинской центральной районной больницы: «Да, не было со стороны дежурного персонала принесено ни извинений, ни соболезнования. Это факт. Опровергнуть я его не могу».
Всего два месяца назад главный врач провел с коллективом больницы занятия по деонтологии, проще говоря, медицинской этике.
Виктор Щербаков, главный врач Каслинской центральной районной больницы: «Делались доклады о правилах поведения и правилах отношения между коллегами, между больными и здоровыми пациентами. Это было проведено в плановом порядке».
Павел Воробьёв, профессор Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова: «На самом деле этическая проблема — это проблема медицинских стандартов. Вы знаете, что в западных странах практически каждый шаг медицинского персонала регламентированы документами, что и как они должны делать, что они могут делать, чего они не могут делать.
У нас, к сожалению, такого подхода нет. Мы на протяжении 17 лет пытаемся навести порядок. Создать систему стандартизации в здравоохранении именно как систему».
«Единоросс» Владимир Васенин ругается с местными властями чуть ли не в ежедневном режиме. Ведь именно ему люди несут жалобы на некачественное медицинское обслуживание.
Владимир Васенин, председатель отделения партии «Единая Россия» в Каслинском районе Челябинской области: «Укрывательство, очковтирательство, подгонка отчетных данных и реально отсутствие института ответственности».
Уголовное дело по факту гибели мальчика завели, но родители сомневаются, что
В воскресный день в маленьких городках, как здесь говорят, не достучаться, не дозвониться даже до ближнего. В медицинской академии имени Сеченова даже появился новый термин «профессиональное выгорание врачей», когда до медиков действительно нельзя ни дозвониться, ни достучаться.
Павел Воробьёв, профессор Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова: «Дело в том, что развивается привыкание к тяжести состояния и к смерти. Врач теряет гуманистические качества, с которыми он пришел на работу вначале. Он становится ремесленником в плохом смысле этого слова».
Галина и Борис Кононенко повезли в больницу города Якутск полуторагодовалого сына с легкой диареей. А теперь говорят, что лучше бы дома народными средствами лечили.
Галина Кононенко: «Неужели медсестра не могла определить, что у ребенка вышли капельки пота. Это уже первый признак анафилактического шока. Ребенок кричал, бил ножкой по кровати. Врачу бы сказала, а врач бы уже определил, но она никому ничего не сказала. Она пошла спокойно на перекур. С перекура пришла, а ребенка уже нет».
Второй год подряд безутешные родители пытаются добиться наказания виновных в смерти сына. Но в Якутском Министерстве здравоохранения они натыкаются на глухую стену непонимания.
Александр Саверский, президент Общероссийской общественной организации «Лига защитников пациентов»: «Это и есть круговая порука. У нас осталась социалистическая система ответственности, то есть для того, чтобы наказать врача, у нас есть дисциплинарный выговор. Это же смешно: человек умер, а тут выговор
Независимой экспертизы в России не существует, но разговоры о ее создании идут давно. Юристы с крайней неохотой берутся за такие дела, поскольку доказать вину врача крайне сложно.
Юлия Стибикина, юрист: «Человек, попадающий в больницу с вывихом коленного сустава, он же не предполагает, что ему через десять дней ампутируют ногу».
Это тот редкий и почти сенсационный случай, когда юрист взялся судиться с больницей, и смог отсудить для своей клиентки 2 миллиона рублей. Оксане Кондрашкиной в результате неправильного лечения ампутировали ногу. Две экспертизы показали, что лечение было действительно неправильным. Однако, несмотря на всю очевидность произошедшего, врачи Новосибирской больницы теперь намерены обжаловать решение суда.
Павел Воробьёв, профессор Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова: «В каждой больнице должен быть этический комитет. Этические комитеты больниц могли бы на себя взять функции по разрешению конфликтов, по обсуждению жалоб пациентов.
В состав этических комитетов входят непрофессионалы, туда входят представители разных конфессий, туда входят представители Общества пациентов, просто пациентов. То есть это люди, которые далекие от непосредственно интересов медицины, не являются профессионалами».
Такие своего рода суды присяжных при больницах могли бы решать острейшие проблемы. Ведь некоторые из них, например, закупка нового оборудования и закачивание денежных средств не лечатся.
Павел Воробьёв, профессор Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова: «Врачи не очень грамотные, врачи не очень хорошие, врачи не очень знающие. Это все так, но ведь поймите, что их поставили в это положение униженных и оскорбленных. Врач во всем мире — человек номер один. Это самая культурная, самая гуманная прослойка населения, а у нас… У нас такого нет».