Самый значительный раздел выставки к 90-летию контрразведки посвящен управлению СМЕРШ и его работе в годы Второй мировой.
Самый значительный раздел выставки к
По выцветшим от времени документам можно, например, узнать о подготовке диверсантов на случай захвата Москвы в 1941 году, увидеть обгоревший мундир Гитлера и рассмотреть разнообразные шпионские приспособления.
Корреспондент НТВ Георгий Гривенный отправился на журналистское задание.
С Леонидом Георгиевичем Ивановым, кажется, хотят сфотографироваться все посетители выставки. Они почти все или с ним работали или просто слышали о нем. Генерал, прошедший всю войну, лично видевший момент капитуляции Германии. Он и теперь вспоминает только отдельные эпизоды. Не потому что не помнит. Потому что рассказывать и до сих пор много нельзя.
Леонид Иванов,
Военная контрразведка — организация, о которой слышали почти все, но подробностей не знает почти никто. Только фильмы, книги и порожденные их содержанием легенды. СМЕРШ, о котором говорили только шепотом, диверсионные группы, о которых не знали вовсе.
Экскурсанты — родственники и сами сотрудники контрразведки. Даже для них тут многое в новинку. В экспозиции — лампа Ленина, посмертная маска Дзержинского, чашка, из которой Сталин пил свой крепкий чай. Есть и напоминания о врагах — документы Мюллера, протез Геббельса. И стенд, мимо которого уж точно пройдешь.
Один из главных трофеев советской контрразведки — обгоревший мундир Гитлера, который вынесли мае 1945 года из горящей рейхсканцелярии.
О судьбе нацистского лидера в последнее время говорят очень много. Есть даже версии, что он не погиб, а выжил и последние годы жизни провел
Леонид Иванов,
Из того, о чем говорить уже можно — подробности обороны Москвы осенью 1941 года. Вариант того, что советскую столицу
В столице и области заминировали более тысячи зданий. В гостиницу «Москва» заложили около двух тонн взрывчатки. Привести все это в действие должны были с тайного пункта управления.
Но когда опасность захвата Москвы миновала, то из одноименной гостиницы достали не всю взрывчатку. Оставшиеся запасы пролежали внутри вплоть до сноса здания уже в XXI веке.
Хранить свои секреты за 90 лет работы военная контрразведка научилась очень хорошо. Вот и теперь, когда в зал входят действующие сотрудники, журналистов вежливо просят выключить камеры.