Почему пьяных виновников ДТП хотят приравнять к убийцам? Как при этом избежать витка коррупции?
Семь лет строгого режима. На минувшей неделе вынесен приговор водителю, который забил насмерть пешехода только за то, что тот, видите ли, слишком медленно передвигался по «зебре» и помешал лихачу первым рвануть с места на желтый сигнал светофора.
Случаи, когда у участников движения сдают нервы, не редки: некоторые, например, уже по троллейбусам из пневматического оружия палят. Но куда чаще причиной ДТП — каждого
Достаточно ли таких мер в одной из самых, увы, пьющих стран мира, и как при этом избежать витка коррупции, пытался понять корреспондент НТВ Владимир Кобяков.
Если Рустэм Насихович не пришел к Елене Павловне, то Елена Павловна сама его найдет. Она ищет гражданина Хабирова, чтобы посмотреть ему в глаза. Теперь вот спрашивает о нем на КПП
Дочь Елены Павловны погибла вот в страшной аварии. Кадры с Садового кольца в январе обошли все телеканалы. Тест показал, что водитель был пьян и выпил примерно бутылку водки. Стрелка спидометра в его джипе застыла на отметке 100 километров в час.
Съемки аварии с камер видеонаблюдения: джип пролетает «сплошную» и дальше — лобовое столкновение с «мерседесом». На пленке видно только облако осколков. В протараненной машине двое погибших: водитель и пассажир — Наташа Фёдорова, ей было 26, через месяц должна была сыграть свадьбу. Теперь ее мама — одна из тех, кто выступает с предложением приравнять пьяных водителей к убийцам.
Елена Городкова, мать Натальи Фёдоровой: «Он предупрежден законом, он знает, что за руль пьяным садиться нельзя, и садиться осознанно, значит, убивает он осознанно, только не конкретного человека, а просто кто под колеса попадет».
В Госдуме уже подготовили поправки. Депутаты называют это вторым этапом борьбы с пьянством за рулем.
Павел Крашенинников, председатель комитета Госдумы РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству: «В законодательстве об административных правонарушениях отбирание прав и т.д. — оно само по себе даст эффект. Но если произошло самое страшное, то, конечно, наказывать нужно достаточно жестко».
В Уголовном кодексе сейчас предусмотрено одинаковое наказание как для пьяного водителя, так и для трезвого. Но если поправки примут, то водители в состоянии алкогольного или наркотического опьянения должны будут сидеть дольше. Если нетрезвый виновен в гибели одного человека, то максимальный срок увеличивается с 5 до 7 лет, а если погибли двое и более — то верхняя планка поднимается до 9 лет. Плюс к этому лишают и водительских прав на 3 года.
В поселке Садовый уже несколько лет обсуждают самую громкую трагедию района. Фермер Александр Костиков сбил трех человек, двое погибли. В материалах дела значится — «находился в состоянии алкогольного опьянения».
Валерий Ступников: «Я не знаю, сколько ему дали. Дали
Александру Костикову дали пять с половиной лет. Но как только он приезжает домой, в деревне снова спорят — суровое это наказание или нет.
Александр Костиков, осужденный: «Я все осознал, я убил, но ведь не умышленно».
Близкие погибших каждый раз ему напоминают: пять с половиной — это мало.
Владимир Ступников, брат погибшего: «У племянницы нет отца, погиб и дед, так что такое наказание — это незначительно».
Поправки в Уголовный кодекс еще окончательно не приняли. В судах сейчас разбираются с Административным, а именно — как и где правильно дыхнуть. Водители завалили жалобами — не понимают, когда надо дуть прямо на дороге, а в каких случаях отправляться на медицинское освидетельствование к доктору. С разъяснениями вмешался даже Верховный суд.
К наркологу инспектор может отправить только в трех случаях: если водитель отказался от проверки алкотестером либо не доверяет результату, а также если результату не доверяет сам инспектор. Но если сотрудник ГИБДД вообще не предложил вам алкотестер и сразу направил к врачу, то такая проверка должна считаться незаконной.
Сергей Сергеев, начальник управления ГИБДД ГУВД Московской области: «Имеется около 90 таких приборов, и в дальнейшем мы их будем приобретать, если возникнет такая необходимость».
В Московской области, по расчетам генерала Сергеева, новых алкотестеров хватает. Сам генерал не отказался протестировать прибор и на себе. Главное здесь — чек с результатом, который печатает прибор. Без чека — нельзя. Но у автоинспекторов вопрос: как быть, если водитель даже выдохнуть не может?
По официальной статистике МВД, за последние месяцы пьяных за рулем стало меньше — это связывают с ужесточением Административного кодекса. Но в Госдуме теперь размышляют: может быть, стали просто чаще откупаться?
Павел Крашенинников: «Безусловно, ответственность нужно возлагать и на гаишников тоже. Я думаю, что их деятельность нужно сделать более прозрачной. Возможно, мы дойдем до того, что все наблюдение за службой на посту будет фиксироваться на магнитный носитель».
Как только ужесточают наказание, так сразу растут доходы в секторе сомнительных услуг. После того как штрафы выросли, в Интернете увеличилось количество объявлений примерно такого содержания: «Отобрали права за пьянку? Решим проблему».