Кто покрывает морской разбой, и как с этим бороться? Эксклюзивный репортаж из Аденского залива.
Хроники морского разбоя. На минувшей неделе сомалийские пираты вновь заставили говорить о себе: к ним в руки приплыла самая крупная добыча в истории — супертанкер «Сириус Стар» из Саудовской Аравии. Корсары XXI века готовы вернуть его за скромные 25 миллионов долларов.
Всего же, по некоторым оценкам, за последние 12 месяцев флибустьеры заработали 150 миллионов. Борьба с этим мировым злом, даже несмотря на отдельные успехи (несколько отбитых атак и пущенных на дно катеров), ощутимых результатов не приносит. Пессимисты заговорили о том, что, возможно, стоит пересмотреть морской маршрут доставки грузов из Азии в Европу, а ведь это колоссальные убытки!
Корреспондент НТВ Алексей Кондулуков отправился в суперопасный регион, чтобы снять эксклюзивный репортаж с элементами абордажа.
На одном из африканских наречий эти места называли «злая вода», то есть непригодная для питья. Сегодня у этих слов другой смысл. Мамбаса — гавань буквально на границе пиратских владений.
Кенийских порт Мамбаса — один из крупнейших на восточном побережье Африки. В последние годы сюда часто заходят корабли, едва избежавшие пиратского нападения в сомалийских водах. Неделю назад жертвой абордажей едва не стал российский контейнеровоз «Капитан Маслов».
Звучит сигнал общекорабельной тревоги. 13 ноября морякам российского судна он заменял с древности леденящий крик: «Пираты!» По иронии судьбы в тот день экипаж проводил антипиратские учения.
Геннадий Журавлёв, старпом судна «Капитан Маслов»: «В 16:30 мы закончили учебную тревогу. В 16: 40 произвели разбор с экипажем. И в 17:45, буквально через час, произошло реальное произошло нападение пиратов на борт судна».
300 миль до ближайшего берега, практически открытое море. И тут внезапно с кормы появился скоростной катер. Радары обнаружили его слишком поздно.
Геннадий Журавлёв, старпом судна «Капитан Маслов»: «Двое были с оружием — один с автоматом, другой поднял РДБ и навел на наше судно. Они начали подавать знаки руками, указывая нам, чтобы мы остановились, прекратили движение».
Двигались зигзагом, создавая волну. Одновременно на всех частотах — официальный сигнал SOS. Еще две так называемые пиратские тревожные кнопки считаются секретными и их никому не показывают. Просьба о помощи и маневры — единственная надежда гражданского судна. Оружия на бору нет. Разрешенный по инструкции водомет спасает лишь от морских хулиганов.
Пираты же сразу загнали экипаж внутрь стрельбой. Через несколько минут раздался выстрел из гранатомета, затем взрыв и пожар. Снаряд никого не задел лишь по чистой случайности. Пираты забросили «кошки», однако не смогли взобраться на борт и ушли. Капитан считает это просто везением.
Виктор Фоминов, капитан судна «Капитан Маслов»: «Они уже были рядом, подавали веревки, но их спидбот очень сильно качало. И они отказались от своих намерений. А если атакуют два судна, ничего сделать невозможно. Уклоняясь от одного, мы принимали бы другой».
Сейчас «Капитан Маслов» залечивает раны в кенийском порту, на днях предстоит путь на Цейлон. От сомалийских берегов это далеко, но в Индийском океане сегодня нигде не спокойно.
Эндрю Мвангура, глава
По морям и волнам Эндрю Мвангура отходил 20 лет. Сегодня он возглавляет
Эндрю Мвангура: «Пиратские группы зарабатывают около 30 миллионов долларов в год. Это огромные деньги, в два раза больше, чем бюджет официального правительства Сомали. О пиратской роскоши у нас теперь ходят легенды».
Один из легендарных пиратских поселков — порт Эйл. В
Эндрю Мвангура: «Обычно, если они захватывают, например, рыболовецкое судно, то устраивают суд. Мы называем это „суд кенгуру“, то есть карманный. Привозят из деревень старейшин и те вчиняют штраф за незаконный вылов рыбы. Если грузовоз, то обвиняют в загрязнении среды, придумывают что угодно. Штраф требуют от 500 тысяч до 5 миллионов».
Платят все, причем деньги потом инвестируются в бизнес в соседних странах, в том числе в Кении, рассказывает Мвангура. Подобные рассуждения уже едва не стоили ему свободы. Власти Кении закрыли офис его организации, а самого посадили на 9 дней в тюрьму. С журналистами Мвангура встречается теперь подпольно.
На минувшей неделе британские ВМС захватили восемь сомалийских пиратов и передали их кенийским властям. Завтра состоится суд, пиратам светит пожизненное заключение.
Однако проблема тем временем вышла на новый уровень. В плену у пиратов оказался «Сириус Стар» — супертанкер с нефтью на 100 миллионов долларов. Оказывается под угрозой один из важнейших маршрутов транспортировки нефти. Во всем мире срочно ищут решение проблемы.
Мохаммед Омар Далха, спикер парламента Республики Сомали: «Вместо того чтобы платить деньги пиратам, лучше бы помогли нам вооружить армию. И мы с ними сами разберемся. Мы там всех знаем наперечет. А так гоняться за ними по морю — бесполезно. Мы очень надеемся на международную помощь и прежде всего на помощь России».
Мохаммед Омар — «сомалийский Кобзон», известный певец, депутат и ныне спикер сомалийского парламента. С ностальгией вспоминает времена советского присутствия в Сомали. Тогда он выучил несколько полезных слов. Впрочем, сегодня в Сомали русский услышать могут разве что только пираты. В их руках сейчас 14 граждан России.