Экспериментальную методику реабилитации инвалидов по зрению предложили педагоги из Хабаровска.
Экспериментальную методику реабилитации инвалидов по зрению предложили педагоги из Хабаровска. Их ученики осваивают технику рисунка. Работа с образами и сюжетом на бумаге, по словам преподавателей, развивает уверенность в себе и умение ориентироваться в окружающем пространстве.
Репортаж Дмитрия Андреянова специально для НТВ.
Лабрадор по кличке Ирис ведет свою хозяйку знакомым маршрутом. Марина Лысенко спешит на занятия в Хабаровский центр реабилитации инвалидов. В комнате арттерапии ее ждет неоконченный рисунок — фантазия на тему «Радость». Марина потеряла зрение 18 лет назад. Сегодня она рисует по особой методике.
Марина Лысенко: «Я иду домой, и у меня перед глазами стоит картинка: Ирис на полянке. Мы хотим потом попробовать и животное нарисовать. Получится или нет, не знаю. И дельфинов хочу нарисовать».
Чаще всего в центрах реабилитации для слепых практикуют так называемое «рисование душой». В этом случае выбор цвета не имеет значения. Солнце может быть зеленым, а лесная лужайка синей. Главное — чтобы импровизация приносила радость самим художникам.
У людей, потерявших зрение, развивается своеобразное шестое чувство: они начинают ощущать температуру цвета по едва уловимой ауре. Незрячие способны отличать холодный синий от горячего красного. В изостудии учат распознавать цвета на ощупь.
Идею хабаровские педагоги позаимствовали в одном из специализированном издании. Автор методики — преподаватель интерната для незрячих детей — о новом способе реабилитации до сих пор спорит в научных кругах. Скептики считают курс обучения слишком сложным.
Елена Михайлова, преподаватель Хабаровского краевого центра медицинской реабилитации инвалидов: «Для незрячего это новая свобода действий, новый душевный простор в том смысле, что человек может себя выразить в
Первые опыты живописи незрячим художникам даются с огромным трудом. Они снова и снова перебирают в руках баночки с тушью, пытаясь определить цвет.
Павел не видит с самого раннего детства. Различать цвет руками он учился последние два года. Теперь на каждом занятии усложняет себе задачу.
Павел Шильников: «Я пытаюсь не просто цвет определить, а сделать объемный рисунок, объемную картинку. То есть наложить один цвет на другой».
Педагоги центра не надеются воспитать из своих учеников настоящих живописцев. Гораздо важнее другое. Научившись различать цвета на ощупь, незрячие люди лучше ориентируются в окружающем мире и даже могут самостоятельно подбирать себе гардероб.