Если бы петербургский подполковник в отставке Юрий Трушечкин в молодости сбил истребитель-бомбардировщик с Джоном Маккейном на борту, США были бы совсем другими.
Эта история могла остаться неизвестной, если бы не выборы президента США. За предвыборной гонкой между кандидатами Обамой и Маккейном следили во всем мире.
Офицер в отставке Юрий Трушечкин, наблюдая за ходом событий по телевизору, признал в Маккейне пилота, самолет которого он сбил в 1967 году. По словам ветерана вьетнамской войны, американцу тогда повезло. Вьетнамцы жестоко обходились с летчиками США.
О судьбоносном курьезе истории — корреспондент НТВ Мария Сапожникова.
К дому
Теперь сюда каждый день то в звонок позвонят, то по телефону. И
Вспомнить все о той войне ему помогли биографические кадры Джона Маккейна. Наблюдая по телевизору за предвыборными дебатами кандидатов в президенты США, Юрий Петрович знал больше, чем рядовой зритель.
Юрий Трушечкин, офицер в отставке: «Ощущение от того, в твой самолет воткнулась зенитная ракета, это не самое лучшее. Очевидно, он до сих пор вспоминает об этом. И это переносится
Тот день по минутам, как и имя того пилота, Юрий Петрович и сегодня помнит четко. Видимо интуитивно из шести сбитых «фантомов» запомнил именно этот эпизод.
26 октября 1967 года Джон Маккейн в составе эскадрильи вылетел на боевое задание — бомбардировку электростанции в центре Ханоя. К тому моменту, когда фантомы попали в поле зрения вьетнамских, а по сути советских зенитчиков, Джон Маккейн уже отстрелялся. На истребителе не было снарядов. Это в
Пилоту Маккейну в тот день сказочно повезло. Из шести советских пусковых установок заряжены были только две. Старт одной из ракет по
Вторая угодила в заднюю полусферу «фантома». Если бы удар пришелся в боковую или переднюю часть истребителя, то шансов выжить у летчика практически не осталось бы. И тогда история Америки была бы совсем иной.
Джон Маккейн катапультировался в болотистые джунгли и потом больше пяти лет провел во вьетнамском плену. Можно сказать, что здесь ему повезло еще раз. Узнав, что пилот Маккейн — сын высокопоставленного американского офицера, вьетнамское руководство распорядилось оказать ему медицинскую помощь.
Юрий Трушечкин, офицер в отставке: «Нам не разрешали подходить близко. Мы видели, что его повели по дороге. Он шел без комбинезона. Еще я читал, что, у него были сломаны ноги. Левая рука была в крови».
На ту войну капитан Юрий Трушечкин отправился в 28 лет. Куда? В конце
Собираясь в дорогу, Юрий Петрович взял фотографии жены, ребенка, леску и крючок. Заядлый рыболов, он и на войне не изменил своим привычкам.
Юрий Трушечкин, офицер в отставке: «У меня у единственного была леска, крючок, бамбуковое удилище. Ловить рыбу не было проблемой. Во Вьетнаме клевало с первого заброса».
Как тогда два молодых военных были по разные стороны фронтов, так и сегодня, когда ни железного занавеса, ни холодной войны уже нет, их пути все равно вряд ли пересекутся. Их нынешние проблемы, как небо и земля.
Пока бывший летчик Маккейн восстанавливает прежние позиции в Сенате штата, бывший зенитчик Трушечкин мечтает достойно прожить старость. В таких условиях чувствовать себя победителем пока не получается.