Группа испанских и британских медиков пересадила пациентке орган, выращенный из ее собственных стволовых клеток.
Группа испанских и британских медиков пересадила пациентке орган, выращенный из ее собственных стволовых клеток. Ученые уже не раз добивались подобных результатов в ходе экспериментов с животными. Но теперь речь идет о человеке и о реальной клинической практике.
Андрей Мельников — о новом достижении, которое дает надежду тысячам безнадежных больных. Репортаж НТВ.
Трудно поверить, что
Различные инфекции атаковали Клаудию одна за другой, но обычные методы лечение не помогали. А сейчас она совершенно здоровый человек. Это результат уникальной операции, ставшей прорывом и в трансплантологии, и в тканевой инженерии.
Самым сложным было изготовление трансплантант. В качестве матрицы для выращивания запчасти был использован участок донорской трахеи. Химическим методам в нем нейтрализовали живые клетки — при пересадке органов чужие клетки это всегда угроза отторжения. В оставшийся каркас из белковой ткани ввели стволовые клетки самой Клаудии, взятые с помощью пункции костного мозга.
Заготовку поместили в биореактор, где в течение четырех дней происходило деление клеток. А потом пересадили пациентке. Уже через четыре дня новый орган начал функционировать, а через месяц имел нормальную систему кровоснабжения.
Профессор Паоло Маччиарини говорит, что во время операции по пересадке ему было страшновато, ведь до этого он проводил только опыты на свиньях. Но все прошло как по маслу.
Паоло Маччиарини, руководитель отдела грудной хирургии клиники Барселоны: «Такого еще никто не делал — это нельзя назвать обычной пересадкой. Но при всей своей новизне технология относительно проста, а в послеоперационный период нет осложнений, поскольку не нужно принимать иммунодепрессанты».
Барселонским хирургам помогали британские специалисты Бристольского университета — они участвовали в выращивании искусственного органа. По их мнению, лет через 20 по такой технологии можно будет создавать любые запчасти для человеческого организма.
Энтони Холландер, профессор Бристольского университета: «Мы объединили клонирование с трансплантологией и перенесли лабораторный опыт в клиническую практику. И это не эксперимент, это реальное достижение, результаты которого мы будем использовать в дальнейшем».
Через пять месяцев после операции Клаудия Кастийо чувствует себя прекрасно. Она снова может заниматься воспитанием своих детей, устроиться на работу.
Клаудия Кастильо, пациентка: «Я так хотела выздороветь, вернуться к нормальной жизни. К работе и моим детям. Поначалу, конечно, я боялась, но надеялась на лучшее. А в итоге все закончилось хорошо».
В «листы ожидания» трансплантологов включены десятки тысяч безнадежных больных. Подходящего донора успевает дождаться в лучшем случае каждый десятый. Теперь у них появилась новая надежда.