Настоящим шоком для всей страны стала на минувшей неделе новость о том, что в одной из воронежских школ во время урока физкультуры скончался подросток.
Настоящим шоком для всей страны стала на минувшей неделе новость о том, что в одной из воронежских школ во время урока физкультуры скончался подросток. По статистике у нас ежегодно фиксируется от шести до 12 подобных случаев. Может,
Корреспондент НТВ Владислав Сорокин пытался разобраться, что и где исправить, чтобы разорвать заколдованный круг.
Диагноз — «внезапная смерть». Когда с Женей Никулиным прощались на пороге школы №1, еще никто не знал, что о причине несчастного случая воронежские врачи, учителя и чиновники вскоре в один голос скажут… Точнее наоборот — они ничего не скажут и на главный вопрос так и не ответят.
Татьяна Важинина, главный специалист управления здравоохранения г. Воронежа: «Причину остановки сердца сложно установить».
Константин Викторов, начальник управления образования администрации г. Воронежа:
Вячеслав Минаков, директор средней школы №1 г. Воронежа: «Нагрузка была минимальной, поэтому говорить, что это явилось причиной, думаю, нельзя».
В тот вечер Женя взбирался по канату. Ему стало плохо. Дальше — медкабинет, «скорая», массаж сердца, дефибрилляция, мы его теряем, время смерти — 17:30. О том, что у Жени вегетососудистая дистония и артрит колена, знали все. Врачи записали его в подготовительную группу, где нагрузки ограничены.
Но и в ней дети, по нормативам, должны лазать по канату, вот физрук и дал упражнение. Формально не придерешься. Со слов учителей, в том, что Женя умер, вообще никто не виноват. Его мать, может, и думает
Мать Жени Никулина: «Это ничего не даст. Мы ничего все равно не докажем».
В Московском институте физкультуры мы провели эксперимент, чтобы увидеть, как могут нагрузки влиять на организм.
Владислав Сорокин, корреспондент НТВ: «Ух, это тяжелее, чем я думал. А если б я бежал дальше с такой же скоростью, мог бы упасть в обморок?»
Павел Квашук, заместитель директора Всероссийского института физической культуры и спорта: «Да, конечно. Если не спортсмен или физкультурник, такие нагрузки не показаны».
Проблема в том, что школьные нагрузки разрабатывались еще для советских детей, и с тех пор нормативы мало менялись. А вот дети уже не те. В благополучной частной школе всего 78 человек. Из них абсолютно здоровы только восемь. Фельдшер и не припомнит, было ли
Зоя Гусева, фельдшер частной школы: «Раньше такого не было, чтобы ребенок играл, принял мяч — и у него перелом пальцев. А сейчас это элементарно. Нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие — у каждого второго».
Статистика по стране схожая — болеют в XXI веке намного чаще.
Александр Баранов, главный
Способности детей тоже снижаются. У современных подростков по сравнению с их родителями кистевая динамометрия (а
Валентин Сонькин, заведующий кафедрой физиологии Всероссийского института физической культуры и спорта: „Пробегут меньше, с худшим результатом и с большим напряжением функциональных систем, и риск трагического исхода гораздо выше“».
Врачи уверяют: только физкультура спасет нацию. Бабушка Тани, когда была преподавателем в спортивном институте, тоже так думала. Но потом ее внучка
Татьяна Пикалова, бабушка Тани: «Ребенок шел в школу испуганный, потому что ему нужно лезть на канат. Она физически сделать это не в силах».
Алексей Машковцев, в прошлом Учитель года, давно понял: сдача нормативов и традиционные «равняйсь, смирно» здоровее детей не сделают.
Алексей Машковцев, учитель физкультуры: «Тренировкой быстроты можно улучшить свой результат максимум на 15%. Какие вы тут требования не выдвигайте. Если генетически он не может этого сделать, ничего не поможет. Как ни кричите, какую методику не используйте».
Поэтому на его уроках дети могут по полчаса разминаться и только потом — дань программе — сделать
В школе татарского поселка Васильево спортзала нет. Уроки физкультуры проходят в коридоре. Кроме спортзала, в школе нет и медсестры. Приезжает только по вызову.
Диана Озерова, учитель физкультуры школы №3 поселка Васильево: «Ну, они приезжают, когда проверка. Но если честно, мы еще не обращались к медсестрам».
Сухая статистика Минобразования за прошлый год — почти три тысячи несчастных случаев на уроках физкультуры, три со смертельным исходом. Эксперт Марьяна Безруких называет три причины: дети болеют чаще, а родители об этих болезнях физрукам не всегда рассказывают.
Диспансеризация могла бы помочь, будь она строго ежегодной. Но ходят дети по врачам гораздо реже. Вот и получается, что ребенок для учителя — уравнение со сплошными неизвестными.
Валентин Сонькин, заведующий кафедрой физиологии Всероссийского института физической культуры и спорта: «Не решается эта проблема. Врачи знают свое, родители свое, учителя свое, и все вместе плохо сводится».
Завершает проблемный список — все тот же дефицит учительских кадров.
Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии Российской академии образования: «В трети школ нет квалифицированного учителя, то есть учителя, имеющего соответствующее образование. А это, конечно, риск для детей, потому что человек, который не понимает, что такое ребенок, может дать непосильную нагрузку».
В Волгоградской академии физической культуры знают и о статистике больных детей, и о том, что творческий на уроке важнее нормативов. Но после пятого курса студенты академии станут скорее инструкторами
Виктор Меньщиков, заведующий кафедрой теории методики физического воспитания: «Государство же платит учителю физкультуры, значит, оно надеется, что он внесет свою лепту и сделает их