Кого в России дорога кормит? Попытки местных властей навести порядок встречают активное и порой хорошо организованное сопротивление.
Сегодня Всемирный день памяти жертв ДТП. У нас в стране с начала года ими стали уже более 24 тысяч человек. Виновники смертоносных аварий, по данным ГИБДД, чаще всего нетрезвые водители. Госдума, кстати говоря, на минувшей неделе приняла в первом чтении поправки, ужесточающие наказание за управление автомобилем в пьяном виде.
Эх, дороги! В России это не только пыль да туман — еще и столкновение интересов. Причем как на самих трассах, так и на обочине. Сколько наших соотечественников кормится за счет господ проезжающих, статистика отсутствует —
Суровые будни ветеранов придорожных войн изучил корреспондент НТВ Владимир Кобяков.
Фотография с самоваром и бабой Лидой — бесплатно. Пирожки в ассортименте — 25 рублей, чай по 10. Вот и весь деревенский прейскурант. В хорошую погоду здесь можно насчитать 150 самоваров.
О поселке Крестцы в старых советских путеводителях писали кратко: «Родина уникальной русской сквозной вышивки». Теперь сайты для путешественников пишут совсем о другом: «Крестцы — поселок на трассе Москва — Петербург. Известен среди туристов и дальнобойщиков как „Самоварный проспект“ и „Пирожковое царство“. По традиции, местные жители торгуют пирогами и чаем из настоящих дровяных самоваров».
В этом поселке — своя терминология. Например, самовар называют «Кормильцем», причем термос или электрочайник здесь совсем не в почете. Фраза «Уйти на пироги» — это значит начать торговлю пирожками или чаем у обочины. И все понимают, что такое «Вернуться с большой дороги». Это когда все пирожки распроданы, и ты идешь домой с выручкой. Впору издавать словарь местного поселкового бизнеса.
Но существует и другая терминология. О ней постоянно напоминают местные власти. Чай, пирожки и самовар у обочины — это незаконное предпринимательство, несоблюдение санитарных норм и нарушение закона «О федеральной трассе». Кроме того, торговые точки с самоварами могут пополнить статистику ДТП, считают власти. Получается поселковое противостояние. На чьей стороне правда, пытаются разобраться уже целый год.
Здесь наперебой рассказывают: у
Два основных требования: платите налоги и живите спокойно, а пирожки с самоварами — в специальные домики, утвержденные губернатором. Владелец самовара Геннадий Анатольевич хотел было купить такой домик, но цена подвела.
Геннадий: «Наверное, администрация считает, что мы тут миллионы гребем, 25 тысяч для нас тьфу, а их нет».
Зинаида Сергеевна с дочкой торгуют в два самовара — по обе стороны от дороги. Но их семье не до покупки чайного домика — с жильем бы разобраться.
Зинаида Дмитриева: «Дом обрушился. Обращались к местной администрации. Никакой помощи. Мало того, что никакой — еще и отсюда гонят. Снимаем квартиру. Представляете, положение какое?»
Баба Лида — местный авторитет. Именно она в начале
Лидия Белова: «Надо в эти домики ездить торговать, а этот домик 50 тысяч стоит. Так где я столько возьму? А у меня пенсия 2 444 рубля — ни больше, ни меньше…»
У Лидии Павловны — своя микроэкономика. Подсчитывает: если в день жарить по 30 пирожков и торговать без выходных, то через месяц соберет на дрова. Себестоимость пирога ведь растет.
С самоваром поосторожнее, предупреждает баба Лида, — раритетный. Вспоминает: еще с войны остался. Только вышла на самоварную точку, а тут милиция. Проехали мимо — не заметили. Но вести об уличных столкновениях за самовары пришли с другого конца поселка. Соседи по бизнесу самовары успели спасти.
Глава района предположил, что эти действия связаны с фактами несанкционированной торговли.
Сергей Яковлев, глава администрации Крестецкого района Новгородской области: «Если хотите заниматься бизнесом, подавайте заявление».
Местные жители: «Это не бизнес, это выживание».
Тут же глава просил передать остальной армии самоварщиков: по статистике, в районе всего лишь один процент безработицы и призвал всех искать вакансии.
Губернатору о самоварном противостоянии в поселке Крестцы докладывают еженедельно.
Сергей Митин, губернатор Новгородской области: «Посмотрите на тот столик убогий, на стульчик убогий, этот мешочек, из которого торгуют пирожками. Мы же должны понимать, что живем в XXI веке. Нашему городу в следующем году 1150 лет — здесь же ездят иностранцы».
Из окна губернаторского кабинета видно: к юбилею Великого Новгорода подготовка идет полным ходом. Там новые домики с сувенирами, центральную площадь в порядок привели, ремонт Кремля. И на придорожный поселок с пирожковым базаром, уверен губернатор, сил хватит.
В самом поселке пока затишье. Ночью объявляют перемирие. Торгуют при свечах. Но для бабы Лиды в темноте главное разглядеть — то ли за чаем приехали, то ли за самоваром.