В 1968 году американский бомбардировщик сбросил груз у берегов Гренландии. Три из четырех атомных бомб были найдены и утилизированы, но последнюю так и не удалось найти. О том, что мир заминирован, стало известно только сейчас, когда Би-би-си обнародовала итоги своего специального расследования.
Сегодня телекомпания
Три из них американцы достали и утилизировали. Четвертую — серийный номер 78252 — найти, по утверждению
Корреспондент НТВ Сергей Морозов тщательно изучил их.
В дни, когда мир с минуты на минуту ждал сообщения о начале ядерного конфликта, американский бомбардировщик сбросил водородные бомбы на стратегическую базу ВВС США в Гренландии. Что происходит, тогда не понимали ни на самой базе, ни в Америке — подробности всей истории стали доступны только сейчас.
В январе 1968 года самолет
Джон Хог, пилот: «Пожар вспыхнул на нижней палубе, вот здесь. А мы находились
Джо Дамарио, пилот: «Когда произошло ЧП, наша миссия продолжалась уже 6 часов».
Джон Хог, пилот: «Нам пришлось сбавить обороты и, экономя горючее, лететь на большой высоте. Потом огонь охватил кабину. Мы уже не могли управлять самолетом».
Джо Дамарио, пилот: «Я успел сообщить по радио о случившемся. Времени дотянуть до Туле практически не оставалось. Было решено катапультироваться».
Джон Хог, пилот: «Впервые в жизни я подал сигнал СОС».
Джо Дамарио, пилот: «Свет погас. Я выглянул в окно — видно ничего не было, но я подумал, что мы уже
Самолет взорвался на льду недалеко от берега; сдетонировали взрыватели к ядерным бомбам. Но поскольку оружие не было снаряжено, сам ядерный боезапас не взорвался. Тонны радиоактивного мусора разбросало вокруг.
Впервые
«Мне сказали, что это не опасно. И потом во время работ никому не становилось плохо. Мы толком не знали, с чем имеем дело — молодые, бесшабашные ребята, делали свою работу», — вспоминает мужчина.
«Мне не выдали никаких средств защиты — работал в обычной форме. Была особая бригада летного состава — все в защитных комплектах. Они забирались прямо на эти огромные контейнеры. А я был там, внизу, практически каждый день — открытый для радиации», — рассказывает другой ликвидатор.
Американские военные признали катастрофу самолета, но утверждали, что все 4 водородные бомбы «уничтожены». Но вот главное открытие: из документов, попавших в руки
Четвертая, судя по следам, прожгла толстый слой льда и ушла под воду. На поиски бросили подлодку
«Тот факт, что операция предусматривает поиск утраченного оружия, должен быть закрыт для иностранных держав», — говорится в рассекреченных документах. Мир так и не узнал, что на дне ничего найти не удалось: помешали льды. Поиски были прекращены.
Таким образом, находка, вероятно, ждет открытия до сих пор. Более или менее известно, где эту бомбу искать. Понятно, что самолет потерпел крушение в 10 километрах к западу от базы Туле и, вероятно, бомба до сих пор находится там.
Насколько это актуально, можно судить по тому, что американцы, когда искали эту бомбу, больше всего беспокоились не о ядерном материале, а о том, что в руки врага попадет именно технология, дизайн боеголовки, а также ее состав.
Какую опасность представляет этот забытый ядерный боеприпас? Могут ли его найти и использовать террористы?
Александр Гольц, военный обозреватель: «Жизненный цикл у разных боеприпасов разный, но примерно от 10 до 20 лет. Причем их регулярно надо особым образом проверять, заменять определенные части боеприпаса — это сложный процесс. Эта бомба находилась в агрессивной среде 40 лет».
40 лет назад Пентагон посчитал, что если уж американцы не нашли бомбу, то ее не найдет никто. Бомбу оставили лежать на дне в расчете, что радиацию поглотит мировой океан. В американском военном ведомстве пока никак не прокомментировали расследование британских журналистов.