В Германии экранизирован фундаментальный труд Карла Маркса.
В Германии вышел документальный фильм, содержание которого хорошо знакомо каждому, кто учился в Советском Союзе. Режиссер Александр Клюге экранизировал «Капитал» Карла Маркса. Лента под названием «Новости из идеологической античности» получилась такой же монументальной, как и сам труд,- она длится 10 часов.
Время для релиза авторы выбрали самое удачное. Мировой финансовый кризис вернул Маркса в большую моду. За последнее время продажи «Капитала» в Европе выросли втрое, а на недавней ярмарке во Франкфурте культовый многотомник стал самой продаваемой книгой.
Ленту «по мотивам» посмотрел корреспондент НТВ Андрей Шилов.
А не пора ли нам взяться за самого Карла нашего Маркса? Живой классик немецкого кино Александр Клюге решил воплотить идею еще Сергея Эйзенштейна и экранизировать «Капитал».
Александер Клюге, режиссер: «Когда мы начинали, думали, что Маркс неактуален. Поэтому фильм называется „Новости идеологической античности“. А теперь, как оказалось, актуален. На самом деле это говорит о том, что Маркса не понимают. У него нет никаких рецептов, три четверти его пафоса — это гимн капиталу, который преобразует действительность».
Снимать начали год назад, подготовили уже 10 часов. А тут и публика заинтересовалась, потеряв деньги на кризисе. Продажа книги «Капитал» в Германии выросла с полутысячи до полутора тысяч в год.
От Маркса и Энгельса мы давно ушли к Марсу и Сникерсу и Марксу и Спенсеру.
Так голосом Маркса должна звучать знаменитая фраза «Пролетарии всех стран, соединяйтесь». В остальном цитаты классика читают хором: в фуражках армии ГДР, в шубах, вообще без одежды. А есть и сразу два Маркса — один доисторический.
Ганс Магнус Энценсбергер, философ: «Деньги — это нечто, что у каждого в кармане, сами они не умножаются. Есть монеты, банкноты, деньги обретают жидкую форму — мы же говорим о потоках. Но есть и газообразные деньги: инфляция — это же вздутие. Пузырь, который лопается».
Считается, что экономику невозможно перенести на экран. Эйзенштейн дальше набросков не пошел — запретили. Получилось ли у Клюге?
Ганс Магнус Энценсбергер, философ: «Понравилось бы это Эйзенштейну? Не знаю».
Корреспондент: «А если бы фильм посмотрел Маркс, ему бы понравилось?»
Ганс Магнус Энценсбергер, философ: «Трудно сказать. Думаю, нет. Он бы не согласился с такой трактовкой, но это его бы, безусловно, заинтересовало. В фильме ведь есть такая мысль, что Маркс, несмотря ни на что, стал классиком. И в этом смысле он победил».
Хроники СССР и коммунистов в фильме хватает. Передозировка Марксом только уводит от смысла, считает автор. Пора вернуться к оригиналу. И режиссер пригласил русскую переводчицу перевести первоисточник сходу.
Галина Антошевская, переводчик: «Меня просили прийти, дали мне текст Маркса. Я его впервые увидела в таком свете… Если честно, я экзамен сдавала как все! Журфак закончила давно. Это было необычно, напряженно, и заставляет задуматься: а что вообще мы читали и что вообще мы извлекли?»
Самый щемящий момент — на кладбище Хайгейт в Лондоне, где похоронен автор «Капитала». Помпезный памятник, поставленный коммунистами, и разбитая надгробная плита на настоящей могиле в еврейской части кладбища.
На премьере зрителям показали короткую версию фильма — полтора часа. А автор не останавливается на 10 — полная версия в 30 часов будет готова еще через два года. Как бродящий призрак коммунизма, Маркс еще вернется.