В музее Российской академии художеств открылась уникальная выставка. Более 100 работ из фондов музея посвящены легендарному художнику эпохи Возрождения.
В музее Российской академии художеств открылась уникальная выставка. Более 100 работ из фондов музея посвящены Рафаэлю Санти.
Для русской живописной школы этот мастер итальянского Возрождения стал эталоном совершенства. Перерисовывая и создавая копии картин Рафаэля, свое мастерство оттачивали многие отечественные художники.
Репортаж корреспондента НТВ Павла Рыжкова.
«Мадонну со щегленком» сегодня нельзя увидеть в Италии. Работа, выполненная на дереве самим Рафаэлем, несколько лет находится на реставрации. К сожалению, подлинник раскололся на 17 кусков, а в Петербурге сохранилась удачная копия XVIII века, сделанная маслом на холсте.
В императорской Академии художеств ориентировались на эстетические идеалы античности, которые во многом воспринимались через искусство Рафаэля. Творчество знаменитого художника высокого Возрождения не только изучалось, но и активно копировалось в XVIII и XIX веках.
Сегодня в залах Академии художеств можно увидеть и Сикстинскую мадонну Рафаэля. Это копия известного академиста середины XIX века Алексея Маркова. Но уникальность выставки в том, что рядом буквально на соседней стенке можно увидеть подлинник. Это работа Перины дель Ваги — ученика Рафаэля, который помогал расписывать лоджии Ватикана.
Любопытно, что живописное произведение «Лот с дочерьми» создано на дереве и является авторским повторением фрагмента росписи для лоджий. Справа на картине должен быть еще один персонаж — супруга Лота, но, к сожалению, шедевр начала XVI века не сохранился полностью. По неизвестным причинам картину распилили.
К творениям великого Рафаэля всегда относились с пиететом не только в Академии. По указу Екатерины II в Эрмитаже были построены точные копии знаменитых лоджий. Произведения главного художника Ватикана копировались с царским размахом.
Позднее царица заказала несколько уменьшенных копий одного из знаменитых античных зданий — Пантеона. И потому, что императрица желала, чтобы ее внуки изучали древний Рим, и потому, что там похоронен Рафаэль. Рядом расположена копия последней картины художника «Преображение». Она стояла в изголовье мастера, когда тот лежал на смертном одре.
Вероника Богдан, куратор выставки, заместитель директора музея Академии художеств: «Художник сумел хорошо передать и экспрессию персонажей, и общее настроение в картине. Копию высоко оценили в Совете профессоров в 1850 году. Она по праву заняла достойное место в музее».
В XIX веке эта копия была высоко оценена профессурой. А сегодня полотном восторгаются посетители выставки, в том числе и итальянцы.
Франческо Бигацци, атташе по культуре Генерального консульства Италии в
Действительно, реставраторы вернули работам российских копиистов первоначальный вид. И во многом благодаря копиям, которые были сделаны в разное время в Италии, смогла не только сохраниться, но и совершенствоваться русская художественная школа.
А каноны красоты, некогда установленные Рафаэлем Санти при создании шедевров в Ватикане, неоднократно послужили российским живописцам, как при написании копий, так и при работе над своими полотнами.