Во времена холодной войны голливудские режиссеры нашли оригинальный способ снимать фильмы о Советском cоюзе.
Во времена холодной войны голливудские режиссеры нашли оригинальный способ снимать фильмы о Советском союзе без самого Советского cоюза. Картины создавались по ту сторону железного занавеса. А точнее, совсем рядом с ним — в Финляндии. Оказалось, архитектура Хельсинки очень похожа на российский стиль.
Корреспондент НТВ Павел Рыжков провел параллели.
Райя Пёсё — сотрудница финского телевидения — показывает, где в Финляндии Голливуд нашел Россию. В фильме «Белые ночи» перекресток перед собором пресвятой Богородицы в Хельсинки превратился в ленинградскую площадь Мира.
Авторов ленты не смутило, что в этом месте никогда не плавали корабли. По сценарию фильма обойтись без открыточных планов Ленинграда было невозможно, а исполнителя главной роли — эмигранта Михаила Барышникова — в СССР не пускали. Пришлось пойти на хитрость.
Лаури Тёрхёнен, режиссер: «Да, были сцены, снятые скрытой камерой. Лимузин „Чайка“, который перемещается по Ленинграду, принадлежал известной финской телефонной компании».
Лаури Тёрхёнен лично превращал на экране Хельсинки в революцинный Петроград. Режиссер работал ассистентом на знаменитом фильме «Красные».
О постановочных съёмках в СССР не было и речи. «Коламбия пикчерс» (Columbia Pictures) выбрала Хельсинки благодаря архитектуре. По заказу императоров в единой империи зодчие (такие как Эйнель) создавали здания одного стиля. И действительно финский Сенат напоминает Смольный.
Голливудские продюсеры выдавали не только одни исторические здания за другие, но и финнов за русских. Ассистентам пришлось отсмотреть пять тысяч человек, чтобы найти персонажей с русскими чертами лица для крупных планов. А для одного кадра проезда солдат и матросов на улице Унионенкату демонтировали десятки современных деталей.
Лаури Тёрхёнен, режиссер: «Здесь за одну ночь убрали большое количество паркоматов. А чуть дальше поставили военный прожектор».
Прожектор режиссеру был необходим для художественного решения. Для другой сцены уже с проездом трамвая нашли музейный экспонат. Старый трамвай едва успел затормозить перед камерой, и этот момент хорошо виден в картине.
А в историческом вагоне, в котором ездил еще Николай II, американцы для установки съемочной аппаратуры просверлили дырки. Для антуража петербургского вокзала подошло здание портовой таможни, которое, кстати, построено русским купцом.
На удачу киногруппы тогда в порту были рельсы. Гостеприимно принимать октябрьскую революцию приходилось не только финским таможенникам, но и президенту.
Лаури Тёрхёнен, режиссер: «На президентском дворце были плакаты, внутри — бюро пропаганды большевиков. И президент Кекконен продолжал работать с революционными лозунгами на здании».
Кинематографистам удалось снять вагоноремонтное депо Хельсинки вместе с рабочими. Американский писатель Джон Рид выступает перед пятью сотнями сотрудников, которых переодели и которым заплатили.
Несмотря на сильную коммунистическую организацию на предприятии, в фильме о революции никто за идею играть не хотел. Сегодня здесь работает блошиный рынок.
Площади и улицы столицы Финляндии неоднократно использовали западные киностудии вместо проспектов Москвы и Ленинграда. Жители Хельсинки даже привыкли к лозунгам и транспарантам, таким как «Вся власть советам» и «Слава КПСС». Но труднее всего было привыкнуть к тому, что главную улицу города Алексантеринкату надолго перекрывали.
Лаури Тёрхёнен в собственном фильме выдавал Хельсинки за Москву. Всего таких западных картин создано около ста. Режиссер говорит, что никто никого не обманывал: в условиях «железного занавеса» на экране необходимо было всего лишь создать иллюзию России. И все оказалось настолько правдоподобно, что американские академики фильм «Красные» отметили тремя «Оскарами».