Страсти по Волге. Куда ее волны несут сточные воды?
Течет река Волга — «конца и края нет». Ученые, впрочем, считают, что строки из известной песни к действительности имеют уже весьма отдаленное отношение. Настроений в этом смысле — спектр широкий: одних состояние здоровья главной водной артерии страны тревожит, другие и вовсе вынесли ей смертный приговор.
Катастрофические дынные, опубликованные на минувшей неделе: более 60% сточных вод сбрасывается в Волгу без очистки. Плюс к этому — рыба мутирует,
Обозреватель НТВ Андрей Черкасов выяснял, как светлая река оказалась на темной стороне.
Для
Яна Пелагейкина,
О том, что
В Институте экологии Волжского бассейна в Тольятти за ползучей природной катастрофой могут только наблюдать. Замдиректора института Сергей Саксонов, потомственный волжанин, помнит, как в детстве спокойно пил речную воду. Сегодня не решается даже купаться.
Сергей Саксонов, заместитель директора Института экологии Волжского бассейна РАН: «Волгу все называют сточной канавой, оно и правильно. Все производственные предприятия, ЖКХ сливают в нее все что негоже».
Вдоль волжских берегов — сотни заводов и предприятий, десятки
«Знал бы, что придется лезть в лужу, надел бы
Игорь Шопен, руководитель Саратовского отделения общественной организации «Зеленый патруль»: «И пусть мне
С борта прогулочного катера хорошо видны коттеджи местных самарских чиновников, но еще лучше видны свалки. Вывозить грязь здесь не торопятся, здесь это в норме, так же как и мойка своих авто горожанами.
Местный житель:
Идти далеко не пришлось, рядом с местом народной автомойки — слив сточных вод города. О том, что очистные сооружения с чистотой не справляются, услышишь за версту.
Антон Лебедев, председатель совета Саратовского отделения общественной организации «Зеленый патруль»: «Здесь мы видим три трубы, из которых постоянно льются нечистоты насосной фекальной станции Самары. В круглосуточном режиме миллионы литров воды вытекают в Волгу. Администрации Самары есть над чем задуматься».
В античные времена эта река звалась Ра, в средние века была известна как Итиль. Есть версия, что имя Волга на
«Издалека долго течет река Волга». Но что на самом деле с ней происходит ни ученым, ни простому люду до конца так и неизвестно. Это при том, что Волга — это источник жизни для 40% населения нашей страны. Ранее Госкомэкологии вела регулярный мониторинг реки, но в 2000 году службу расформировали и независимой экспертизы не осталось.
Конечно же, есть госстатистика сброса в Волгу, но данные для этой статистики поставляют предприятия, которые Волгу и загрязняют. Так что говорить об объективной картине не приходится. Ведь снизить показания сбросов особого труда не составит.
Двойная статистика сбросов — советское наследие, но при всем занижении данных природоохранные ведомства признают: сегодня на долю Волжского бассейна приходится более трети общего сброса сточных вод России, то есть отходы жизнедеятельности трети населения страны сбрасываются в Волгу.
В теплое время года
Сергей Саксонов, заместитель директора Института экологии Волжского бассейна: «В начале века в самарских газетах часто можно было встретить такие объявления:
Та рыба, которая водится, по мнению ихтиолога Игоря Евланова, оставляет желать лучшего. Анализ личинок после нереста выявил свыше 60 признаков уродства. Отклонения в пределах допустимых норм были всегда (5% — это нормально), но на отдельных участках Волги результат пугающий: уродства выявлены у 70 и даже 100% мальков.
Игорь Евланов, ихтиолог: «Есть легкие формы уродства, к примеру, искривление челюсти, но рыба с этим жить может. Или искривление позвоночника — тоже нелетальное заболевание, хотя личинки у нас в массе умирают от уродств».
В ближайшие месяцы многие участки Волги затянет плотный лед. Как говорят экологи, зима — самое спокойное время года. Температура воды снизится и станет меньше вредных веществ, но с началом паводка все повторится вновь. Для экологии Волги весенняя капель означает только одно — очередные проблемы.