Готова ли Америка выбрать темнокожего президента? Что победит расовые предрассудки или политический дальтонизм?
Черным по белому. Вся Америка на минувшей неделе обсуждала решение Барака Обамы прервать на пару дней предвыборную кампанию, чтобы навестить тяжело больную бабушку. Рейтинги демократа сначала слегка подсели, но сейчас, согласно опросам, он опережает соперника уже на 13%.
Казалось бы, отрыв значительный, да и пара видных республиканцев, в том числе бывший госсекретарь Колин Пауэлл, публично заявили: они будут голосовать за Обаму. Но некоторые эксперты не торопятся делать выводы.
Последней преградой на пути темнокожего кандидата к президентскому креслу может стать фактор «скрытого расизма»: предрассудки соответствующие, мол, никуда не делись — просто дремлют под прессом политкорректности.
Так ли это, разбирался корреспондент НТВ Алексей Кондулуков.
Ночной дозор. Оперативники отдела по борьбе с бандитизмом преследуют банды
Джо Александер, детектив: «Это же улица. Никогда не знаешь, что произойдет в следующий момент. Обычный улов за ночь: пара пистолетов, наркотики, иногда находим угнанные машины».
Ночная охота, по словам полицейских
Преступник: «Да, я курил марихуану, а не продавал. Сам курил. Понятно? Что вы мне „пришить“ пытаетесь?»
Члена банды «Блэйдз» (Клинки) оперативники узнали по наколке — в отделе у них целый каталог уличного искусства.
Джо Александер, детектив: «Вот видите, кровавые слезы. Это означает, сколько человек банда потеряла в стычках с другими».
Преступность не имеет цвета кожи, утверждают полицейские, но доска наиболее разыскиваемых преступников говорит сама за себя.
В американской глубинке — деревенский праздник, не совсем обычный: свой ежегодный фестиваль проводят «Белые христиане», одна из официальных ветвей организации
Сегодня его представители вновь выходят на улицы: без белых балахонов, но с тремя буквами «К» на флагах. Правда, теперь они называют себя расовым меньшинством. Шествие, гимны, ярмарка сувениров — подсвечники в виде балахонов, которые
Пастор Томас Роб, национальный директор
О «славных деньках»
Рэчел Пинтограф, заместитель национального директора ККК: «Однажды мы придем к власти и перевернем табличку».
В южных штатах прошлое совсем рядом. Многие предрассудки не изжиты до сих пор, сетует Джоулин Палмер, смотритель Национального музея борьбы за гражданские права. В молодости она была активисткой движения и вспоминает, как отец чуть не избил ее молотком за это.
Джоулин Палмер, смотритель Национального музея борьбы за гражданские права: «В автобусах были таблички, но на юге все и так знали, где начинается задняя часть для цветных. А если сюда приходил белый, весь ряд должен был встать и уступить ему место».
В музее много интерактивных экспонатов — специально для молодых американцев. Многие и не представляют, через что пришлось пройти их отцам.
Джоулин Палмер, смотритель Национального музея борьбы за гражданские права: «Если черный человек садился сюда, ему на голову выливали кетчуп, горчицу, некоторые тушили сигареты, стаскивали со стула».
В ответ было движение пассивного сопротивления. Его вдохновитель Мартин Лютер Кинг 40 лет назад был убит, причем именно в этом здании. Музей построен на месте отеля «Лоррейн» в Мемфисе, где пастор Кинг тогда остановился. Стреляли из окна напротив — там теперь тоже музей, посвященный убийству и версиям. Многие считают, что заговор до конца не раскрыт.
«У меня есть мечта», — говорил доктор Кинг в самой знаменитой своей речи полвека назад, но, возможно, и не мечтал о том, что происходит в Америке сегодня. Афроамериканец одной ногой почти в Белом доме.
Джон Вильямс, политический обозреватель радио WGN: «Если бы пять лет назад вы вышли сюда, на улицу, с вопросом, что люди думают о Бараке Обаме, вы бы услышали: „А это кто?“»
Журналист Джон Вильямс обозревает политическую жизнь в Чикаго уже десять лет и утверждает, что сенатор от штата Иллинойс Барак Обама здесь никогда не был суперзвездой. Секрет его взлета — политический момент.
Джон Вильямс, политический обозреватель радио WGN: «Америка созрела для
«Расизм наоборот», говорят сегодня противники Барака Обамы. Его сторонники спорят — он зашел в политику не с «черного» входа.
Джадсон Майнер, адвокат: «Барак ничего в своей жизни не получил только потому, что он черный. Он всегда был очень квалифицирован для всех постов, которые занимал. Необычайно умен, необычайно открыт и уверен в себе. И, кстати, очень везуч».
Адвокат Джадсон Майнер проработал с Бараком Обамой несколько лет. Его юридическая контора занимается правозащитной деятельностью. Говорит, что заполучить такого юриста, как Обама, в свое время было большой удачей.
Джадсон Майнер, адвокат: «Его резюме совсем нетипичное для черного. Он вырос вне мира черных американцев, он учился в элитном Колумбийском университете, блестяще закончил Гарвард, был там главным редактором юридического журнала.
В Чикаго Обаму даже упрекали в том, что он недостаточно черный, вспоминает Айвори Митчелл, уже 20 лет как руководитель местной ячейки Демпартии США.
Айвори Митчелл, руководитель Чикагского отделения Демократической партии России: „Он пришел ко мне и сказал: «Айвори, я хочу заняться политикой!»“ Ну, я ему ответил: мол, посмотрим, что можно сделать».
Опытный политик районного масштаба тогда дал будущей звезде дорогу в жизнь: помог избраться в местный Сенат, а также несколько советов.
Айвори Митчелл, руководитель Чикагского отделения Демократической партии России: «Неважно, белый ты или черный. Чтобы подняться наверх, нужны деньги. Так устроена система.
По всем опросам Барак Обама сейчас лидирует, но демократы опасаются, что часть американцев в опросах просто врет из политкорректности, а на самом деле никогда не проголосует за черного человека в Белом доме. Подспудный, но главный вопрос всей предвыборной кампании.