Как взять под полный контроль трудовую миграцию? Что ждет недобросовестного работодателя?
Стабилизация финансовой сферы — задача, безусловно, первоочередная. Некоторые, впрочем, замечают, что неплохо бы параллельно следить за порядком на рынке труда в целом и за положением дел с трудовой миграцией в частности.
О полном контроле последней говорить, увы, не приходится: с одной стороны — рабочие руки стране как воздух необходимы, с другой — привлечение наемной силы из ближнего и дальнего зарубежья носит иной раз дикий, а не цивилизованный характер. Причина простая: гастарбайтер хочет «ну хоть
Корреспондент Владимир Чернышёв — о болезненных проблемах и новых тенденциях.
Тревожное утро на московской стройке. Прошли ворота, вошли внутрь, столкнулись с трудностями перевода: «Кем работаете? Кто поселил здесь?
Константин Полторанин, руководитель
Приличная сумма — это штраф в пользу государства, который должен заплатить работодатель, нарушивший правила. За каждого нелегала надо заплатить до 800 тысяч рублей. А нелегал депортируется без права возвращения. Только в минувшем году одна крупнейшая московская
Константин Полторанин, руководитель
Привычная картина для московских улиц — колонна автобусов ждет конца смены на стройке. Пролетариат в таком количестве — это сила. Хорошо, когда она задействована в мирных целях.
Игорь Белобородов, директор Института демографических исследований: «Они приезжают, уезжают, но существует такой слой, многонациональная пятая колонна, которая в любой момент готова объединиться против коренных жителей. Только случаются
На московской стройке продолжают проверять документы. В московском правительстве уверены — новые меры помогут мигранту и тем, кто за ним наблюдает, даже если у него нет паспорта. Новые карты для трудовых мигрантов начнут внедрять в Москве к концу года. Вся жизнь гостя столицы — в одном микрочипе. На любом пограничном пункте есть данные о госте в компьютере. Но оцифровка гастарбайтеров — это только планы на будущее.
Валерий Дидикин, заместитель начальника управления Комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы: «Вставив карту в сканирующее устройство, можно мгновенно определить, легально ли здесь находится мигрант, нет ли у него проблем с органами МВД, нет ли у него
Это море не выльется из берегов, уверяют власти. Но перераспределение по регионам такого количества гостей, желающих поработать, не помешало бы, уверены эксперты. И здесь важна государственная политика. Ведь велика Россия, а миграция в основном в мегаполисы.
Игорь Белобородов, директор Института демографических исследований: «Не в Центральном округе концентрировать всю эту рабочую массу, а в регионах, которые надо развивать. Вот, например, в устье Амура, на границе с Китаем».
Мигранты коренному населению строить и жить помогают, пока востребованы работодателем. Если работодатель по
Константин Полторанин, руководитель
Это называется «дешевая рабочая сила». Они принимают плату за труд меньшую, а работать готовы больше местных. Многие из них всегда возвращаются не домой, а именно к месту работы.
Валерий Дидикин, заместитель начальника управления Комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы: «На данный момент на миграционный учет поставлено полтора миллиона. Но это общий учет. Это и туристы, и те, кто приехал к родственникам. На работу получили разрешение 450 тысяч».
Но уведомления от работодателей пришли только на 207 тысяч. Еще одна проверка — нашли легальных рабочих, несколько рабочих нелегальных и еще несколько рабочих потенциальных. Они только ищут работу в Москве, но пока не нашли.
И хотя российский рынок требует все больше рабочей силы, а на следующий год ожидается приток гастарбайтеров не меньше, чем в этом, но перепроизводство иностранной рабочей силы может обернуться и проблемой. Если бездомных рабочих больше, чем работы, им нечего терять, кроме карты гостя.