Каждая неделя приносит стране горестный урожай страшных дорожных аварий, в которых гибнут люди, и минувшая, увы, исключением не стала. Источники бед известны: пренебрежение правилами дорожного движения, состояние автотрасс и парка общественного транспорта. Чем рискуют пассажиры российских автобусов и маршрутных такси?
Каждая неделя приносит стране горестный урожай страшных дорожных аварий, в которых гибнут люди, и минувшая, увы, исключением не стала. В Великом Новгороде на переходе машина сбила коляску с младенцем. В Краснодарском крае автобус врезался в дерево: четверо разбились насмерть. Ежегодно жертвами ДТП становятся более 30 тысяч россиян.
Источники бед известны: состояние автотрасс местами просто отвратительное, пренебрежение правилами движения уже просто эпидемия, парк общественного транспорта в некоторых регионах не обновляется десятилетиями. Чем рискуют пассажиры российских автобусов и маршрутных такси? Кто должен следить за исправностью таких машин? И какими навыками должен обладать водитель?
Корреспондент НТВ Вадим Фефилов погрузился в изучение вопроса, и его многое озадачило.
Привычная для десятков миллионов людей ситуация: попутный микроавтобус уходит из пункта А.
Станислав, потерпевший: «Я сел на последнее сиденье. И я думаю, что мне прост повезло».
Все чаще, по статистике, маршрутные такси до пункта Б не добираются.
Оксана Шатырина, потерпевшая: «Водитель „газели“ вел очень рискованно — все время отвлекался. С пассажирами, которые сидели впереди, разговаривал и разговаривал».
Маршрутка на большой скорости налетела на прицеп лесовоза. Девять раненых, шесть человек погибли сразу — среди них трехлетний ребенок. По статистике, в подавляющем большинстве случаев в тяжелых ДТП виноваты водители. Намеренно подрезают, мчатся по встречной, бездумно лихачат.
Выходит, разруха не только на дорогах — их состояние тоже может являться причиной аварии, но и в головах. Социальные ролики о нечеловеческих отношениях на российских дорогах, снятые по заказу Российского союза автостраховщиков, упрекают в излишней жестокости.
Директор рекламного агентства Агре отвечает: авторство такого метода воспитания принадлежит не ей.
Наталья Агре, директор рекламного агентства: «Не мы первые придумали систему устрашения. Когда мы заходим в церковь, первое, что мы видим, это картина Страшного суда, который предупреждает о том, что будет с вами, если вы будете нарушать заповеди».
Сколько в России компаний занимаются транспортным обслуживанием населения, такой статистики нет. Помимо лицензированных предприятий огромное количество нелегальных фирм и индивидуальных перевозчиков, в просторечии —
Александр Воробьёв, первый заместитель руководителя Департамента транспорта правительства Москвы: «Категория „Д“» есть — все. Это ему дает право на следующий день садиться за руль автобуса и переаозить пассажиров. Законодательство не выдвигает к нему никаких требований.
Безаварийный стаж водителя Батунина был 36 лет. Когда летом этого года на трассе перед его автобусом неожиданно возникла опрокинутая шеститонная цистерна с топливом, опытный Батунин удержал руль на месте, лишь немного взяв вправо. Удар пришелся не в бок, а по диагонали, и цистерна наискось разрезала кабину водителя. Батунин вылетел на дорогу через лобовое стекло, но автобус не свалился в кювет, и пассажиры остались невредимы.
Александр Батунин, водитель ОГУП «Липецкие автобусные линии»: «Ну, как? Ну, завалится на меня цистерна, я и сам сгорю. Ну, думаю, хоть убьюсь, но один. У меня выбора не было другого. Если, конечно, струсил бы, делов бы натворил».
Поколение Александра Батунина профессии обучалось в ДОСААФе по полгода. ДОСААФ как настоящий институт был: и машины новые, и преподаватели высокого класса. Такие центры или учебные комбинаты были в каждом республиканском или областном центре. Два раза в год — обязательная переподготовка водителей на специальных симуляторах.
Зима, гололед и снег — нередкое в России сочетание. За мной 100 пассажиров, и нельзя отвлекаться. Занесло. Это единственное место в России, где есть такие тренажеры, на которых обучают водителей действовать в экстремальных ситуациях. Врезался.
Учебную базу такого уровня удалось сохранить только в российской столице. Для 30 тысяч московских водителей трамваев, троллейбусов и автобусов здесь обязательная и постоянная переподготовка, и только потом — вперед на маршруты.
Евгений Адамов, заместитель Генерального директора Мосгортранса: «За 9 месяцев мы проехали 62 миллиона километров, и всего 62
Водителей маршруток здесь не обучают, хотя и готовы. Но руководители частных фирм, очевидно, экономят. Между тем, от Владивостока до Калининграда происшествия с участием именно маршрутных такси случаются почти ежедневно.
Владимир Солопекин, юрист: «Если пострадавший
Руководителю предприятия, выпустившему на линию автобус, например, с неисправными тормозами, уголовная ответственность не грозит. Он будет отвечать по всей строгости Административного кодекса. Максимальный штраф — до 20 тысяч рублей.
Александр Воробьёв, первый заместитель руководителя Департамента транспорта и связи правительства Москвы: «Собственник компании был Иванов Иван Иванович, у него работало десять машин. Компания называлась „Иванов“. Он ровно на следующий год идет и получает лицензию и идет работать на другую компанию. Она будет называться „Маяк“
Лицензию на пассажирские перевозки в России получить просто. В наличии должны быть автомобили в собственности или в аренде, договора с автосервисом и медицинским учреждением, справка о том, что предприниматель прошел курсы по безопасности дорожного движения.
Максимально упрощенный доступ к ответственному делу. Существует проект закона об общих принципах транспортного обслуживания, который должен регулировать доступ бизнеса к этой сфере.
Александр Воробьёв, первый заместитель руководителя Департамента правительства Москвы: «Этот закон в коридорах власти сегодня потерялся. Остановился в Государственной думе».
Тем временем на Урале в разгаре спецоперация «Автобус». Сотрудники милиции в штатском фиксируют все нарушения, совершая поездки как обычные пассажиры.
Эдуард Кузменко, водитель: «Можно, в принципе, такие проверки устраивать. Но опять же: как он докажет, что я сделал неправильно? Вот в чем вся соль».
Свердловские остряки назвали мероприятие «Охота на „газель“». Объекты охоты спокойны: им кажется, что у охотников порох сыроват.