Кому из политиков сомалийский инцидент может стоить головы? Что и куда на самом деле везла «Фаина»?
Происходящее на Украине, охваченной политическим кризисом, интригует: уже в грядущий вторник может быть объявлено о роспуске Верховной рады. Противостояние между президентом и премьером близится к апогею:
Оппоненты, что называется, лупят друг друга наотмашь: Ющенко вот, к примеру, на днях обвинили в подрыве обороноспособности страны — распродает вооружения направо и налево. Поводом для подобных заявлений стал новый виток событий с украинским судном «Фаина»: оно все еще в руках сомалийских пиратов. Вот только Кении ли предназначался бронетанковый груз? И почему его везли без конвоя?
Корреспондент НТВ Алексей Кондулуков погрузился в эту детективную историю.
В этой истории есть
Оно направлялось в кенийский порт Момбаса с большим грузом военного снаряжения. 25 сентября судно взяли его на абордаж пираты и отогнали к сомалийскому городу Хобио. Когда судно окружили корабли
Сугул Али, пират: «Сейчас над нами постоянно кружат самолеты, но я предупреждаю — если начнется военная операция, мы будем защищаться до последнего. Мы требуем выкуп в 20 миллионов долларов за освобождение корабля и команды».
Пираты также дали возможность услышать голос одного из заложников — Виктора Никольского, старпома судна.
Виктор Никольский, старший помощник капитана: «Численность команды на борту — 21 человек, включая одного умершего. Покойного сейчас поместили в холодильник. Причина смерти — высокое кровяное давление».
Погибшим оказался капитан судна россиянин Владимир Колобков из Петербурга. В семье капитана пытаются сдерживать слезы, последний раз с ним разговаривали месяц назад.
Елена Колобкова, вдова капитана судна «Фаина» Владимир Колобкова: «Как вышли из порта в Черное море, он дозвонился домой, я спросила: „Куда вы идете?“ „В Кению“. Я говорю: „Ты слышал, какие дела там творятся?“ „Не волнуйся, все будет в порядке“».
В опасных водах Африканского рога капитан был не первый раз.
Людмила Колобкова, дочь капитана судна «Фаина» Владимир Колобкова: «Когда папа ходил в эти же воды, они перевозили верблюдов. Они тогда ходили в Сомали и Саудовскую Аравию. И тут есть две фотографии — те самые верблюды. И еще охрана, которая к ним прилагалась. А здесь не было никакой охраны, хотя перевозили танки».
И это при том, что о печальной славе этих мест осведомлены все профессионалы.
Михаил Войтенко, главный редактор морского бюллетеня «Совфрахт»: «Сейчас в Аденском заливе не проходит и дня, чтобы
По различным данным, в руках пиратов сейчас около 10 судов. Обычно дело заканчивается переговорами и выплатой выкупа. Но в этот раз все сложнее — судно «Фаина» буквально набито оружием, им можно оснастить танковый батальон.
Михаил Войтенко, главный редактор морского бюллетеня «Совфрахт»: «Представьте, 33 танка — это мощь в стране, пораженной анархией, где нет никаких сил. Эта мощь может захватить всю эту страну и власть в этой стране».
33 танка, шесть установок «Град», зенитные пулеметы, гранатометы, почти тысяча тонн снарядов. Это официальные данные из компании «Укрспецэкспорт» — украинского поставщика оружия, заключившего, по их словам, контракт с армией Кении, но
Сергей Гореславский, представитель ФГУП «Рособоронэкспорт:» «Транспортировка оружия — это весьма специфичная, тонкая, чувствительная статья деятельности, и поэтому здесь нужно предусмотреть и обеспечить все меры безопасности, начиная со страхования груза и заканчивая физической охраны в отдельных случаях, если речь идет о перемещениях в опасных зонах».
Иногда в таких случаях приглашают военные корабли сопровождения, говорят специалисты, пытаясь найти объяснение беспечности украинских властей. Возможно, все дело в тайности сделки — украинцы просто не хотели афишировать поставку оружия, которое предназначалось совсем другому покупателю, например, Судану, который
Руслан Пухов, директор центра анализа стратегий и технологий: «Существует огромное количество продаж через подставные страны, когда подделывается сертификат конечного пользователя. Может практиковаться схема, когда вооружение продается в одну страну, а на самом деле реэкспортируется в другую».
На этом специфическом рынке у Украины, оказывается, уже есть своя репутация: продают оружие по дешевке и всем подряд, через различные коррупционные схемы.
Руслан Пухов, директор центра анализа стратегий и технологий: «Очень узкий спектр стран проводит „отмороженную“ политику в экспорте вооружений. Им все равно, они могут поставлять противоборствующим сторонам. И среди них наряду с Северной Кореей, Китаем есть и Украина».
Торговцы оружием — выходцы из Украины даже стали героями голливудского блокбастера «Оружейный барон». Все списано с натуры: тайно зафрахтованные суда, переполненные склады бывшего советского оружия, одесский порт и африканская саванна.
Основной товар украинского экспорта — действительно танки. Их переделывают на Харьковском машиностроительном заводе. Покупатели — в Пакистане, Кении и Нигерии. Танк
Модель «М1», которую продает Украина, отличается дополнительным
Пётр Симоненко, руководитель фракции Компартии Украины в Верховной раде: «Для Украины характерным стало „кому война, кому мать родна“».
Валерий Коновалюк, руководитель комиссии Верховной рады Украины по расследованию вопросов о поставках оружия: «Мы несем моральную ответственность за то, что то вооружение, которое поставлялось, было использовано во время военного конфликта. Гибли мирные люди и миротворцы. Здесь есть вопросы. Мы не хотим, чтобы это повторялось впредь».
Вся украинская торговля оружием подчиняется напрямую президенту Ющенко. Депутаты Верховной рады требуют его импичмента.
Одновременно ведется напряженный торг с пиратами о выкупе судна и команды — только трое заложников россияне, остальные граждане Украины. Впрочем, не исключено, что решать вопрос все равно придется России. Через несколько дней к захваченному судну должен подойти российский сторожевик «Неустрашимый».