На похоронах в церкви оренбургского села все, у кого есть дети, говорили, что теперь боятся отпускать их на уроки школьные здания в этих краях старые, ничуть не лучше того, которое было в Беляевке.
Сегодня в церкви оренбургского села Беляевка — известного теперь всей России — было непривычно многолюдно. Там поминали девочек, погибших в среду под руинами школы. Свету Москаленко, Аню Рываеву и Марину Мартынову похоронили на местном кладбище, Гульназ Шагвалееву и Зиниру Искакову — в их родных деревнях, по соседству с Беляевкой.
На похоронах все, у кого есть дети, говорили, что теперь боятся отпускать их на уроки — школьные здания в этих краях старые, ничуть не лучше того, которое было в Беляевке и у которого рухнула несущая стена.
Корреспондент НТВ Анастасия Литвинова попыталась выяснить, оправданы ли эти страхи.
Преподаватель математики Сергей Каменев впервые День учителя провел не в школе, а на похоронах своих учениц. Дети из 11 «А» вместе со своим классным руководителем выбирали венки и покупали цветы для погибших одноклассниц. Так получилось, что перед тем как обрушилось школьное здание, они были именно на уроке математики.
Сергей Каменев, учитель: «Это был мой последний урок, прозвенел звонок на перемену, они вышли — и тут это произошло. Мне очень тяжело сейчас говорить, извините».
Сегодня в Беляевке прощались с Аней Рываевой, Мариной Мартыновой, и Светой Москаленко. Двух других девочек похоронили в соседних селах. На похороны пришли сотни человек, погибших школьниц здесь все знали.
Школьница: «Аня была очень активным человеком, она всегда принимала участие во всех конкурсах, была там ведущей».
Школьница: «Света, можно сказать, такой человек — душа компании. С ней очень легко было общаться».
Теперь Сергея Каменева, его коллег и учеников собираются перевести в другую Беляевскую школу, там учатся начальные классы. Родители уже написали местному министру образование письмо, что не пустят туда своих детей. Местные жители сами признали здание аварийным.
Александр Ковалёв, министр образования Оренбургской области: «Это бывшее здание райкома партии. Конечно, это приспособленное помещение, но, к сожалению, других вариантов у нас не было для того, чтобы обучать детей».
Та самая начальная Беляевская школа, куда собираются перевести старшеклассников из школы, которая разрушена. Сейчас здесь идет проверка. Еще утром здание начали обследовать, отменили занятия. Выяснили, что капитальный ремонт здесь не делали 50 лет, а в фундаменте сразу обнаружили трещины.
Проверяли здание специалисты Ростехнадзора. Директор Светлана Варфоломеева показала им потолок в спортзале, который осыпался четыре года назад, и трещину в стене — она появилась тогда же. Светлана Владимировна всегда считала, что школа ее в принципе в нормальном состоянии и рано бить тревогу. Но это было раньше.
Светлана Варфоломеева, директор Беляевской начальной школы: «Мы обращались ежегодно в отдел образования с просьбой отремонтировать актовый зал и переоборудовать его под спортивный. Так как здание наше приспособленное, оно не типовое. Но пока не было положительного результата».
Представили аппарата уполномоченного по правам человека при президенте России в Беляевке — тоже с проверкой. Сегодня они сделали свои выводы о том, как эвакуировали детей из разрушенной школы.
Наталья Яковлева, начальник управления по правам ребенка аппарата уполномоченного по правам человека в РФ: «Эта эвакуация проходила совершенно не организовано, они прыгали из окон, они выбегали кто как мог, хотя ранее в этой школе, как выяснилось, проводились специальные занятия».
Завтра в Беляевке еще один траурный день, учительницу химии Марину Богданову — она покончила с собой на следующий день после трагедии — похоронят рядом с ее ученицами.