В Москве произошло событие, которое одновременно можно назвать и сенсационным и давно ожидаемым.
В Москве произошло событие, которое одновременно можно назвать и сенсационным и давно ожидаемым. Президиум Верховного суда реабилитировал последнего русского царя Николая II и членов его семьи.
Судьи признали императора и его близких «необоснованно репрессированными». Попытки реабилитировать царскую семью предпринимались не раз, но всегда заканчивались безрезультатно. Все упиралось в позицию Генпрокуратуры, которая придерживалась мнения, что это убийство — уголовное, а не политическое.
О значении сегодняшнего решения — корреспондент НТВ Владимир Кобяков.
Они не в первый раз уже обмениваются аргументами в суде — прокуроры и представители дома Романовых. Наследникам прокуратура третий год объясняет, почему их ведомство против реабилитации царской семьи.
Этот спор дошел до президиума Верховного суда. Дальше некуда. Но впервые адвокаты Романовых услышали то, чего и добивались.
Вячеслав Лебедев, председатель Верховного суда РФ: «Признать необоснованно репрессированными и реабилитировать Романова Николая Александровича, Романову Александру Федоровну…»
Кампанию за реабилитацию царской семьи возглавила княгиня Мария Владимировна. В 2005 году она направила в генеральную прокуратуру обращение с просьбой признать Николая II репрессированным.
Герман Лукьянов, адвокат великой княгини Марии Владимировны: «Из этого решения суда следует, что
Два года назад генеральная прокуратура не стала реабилитировать Николая II. Тогда обосновали это юридической логикой — нет приговора, нечего обжаловать. Прокуратура объясняла: в 1918 году суд не выносил решения о расстреле царской семьи. Значит, рассматривать те события необходимо как обычный произвол. По мнению прокуратуры, семья Николая II — жертва уголовного преступления. В 2006 такая позиция возмутила потомков царя.
Иван Арцишевский, официальный представитель Ассоциации членов семьи Романовых в России: « Таких людей расстрелянных без суда и следствия, без решения, без судебных свидетельств и так далее, тому подобное — огромное количество, миллионы. В этом смысле царь разделил судьбу своего народа».
Наследники Романовых настаивали, что казнили Николая II по постановлению уральского Совета депутатов, а это ведь орган государственной власти. Но в прокуратуре отвечали: Совдеп не судебная власть. К слову, не все потомки царской семьи все эти годы разделяли идею борьбы за реабилитацию.
Николай Романов, троюродный племянник Николая II: « Это вроде того, если бы вдруг вы подумали, что надо реабилитировать апостола Петра или апостола Павла
Несколько судов согласились с прокуратурой и вынесли решение — в реабилитации отказать. И только президиум Верховного суда посчитал, что доводы княгини Марии Владимировны в этом вопросе весомее.
Александр Закатов, директор канцелярии главы Российского императорского дома великой княгини Марии Владимировны: «Великая княгиня подала свое заявление не для того, чтобы
В Русской православной церкви, узнав о решении, заявили, что приветствуют такой исход судебных разбирательств. Но при этом напоминают: сама церковь давно канонизировала царскую семью, а расстрел признала беззаконным актом. Канцелярия дома Романовых сообщает, что о победе в суде уже известили княгиню Марию Владимировну.