На Дальнем Востоке прибавилось работы у сотрудников Рыбнадзора. В Хабаровском крае в период нереста красной рыбы активизировались браконьеры.
На Дальнем Востоке прибавилось работы у сотрудников Рыбнадзора. Как только в Хабаровском крае начался нерест красной рыбы, количество случаев браконьерства стало расти как снежный ком. Рыбаки, пойманные с поличным, показывают удостоверения милиционеров и даже пытаются выдать себя за родственников рыбинспекторов. Репортаж Дмитрия Андреянова специально для НТВ.
На амурские острова рыбинспекторы высаживаются в сопровождении милиции. Сотрудникам Рыбнадзора табельное оружие не положено по закону, а выходить в рейд без силового прикрытия во время кетовой путины небезопасно.
Браконьер: «Не надо снимать, слышишь? Выключи камеру свою!»
Вдоль берега расположились рыбацкие станы, среди которых легальных — единицы. Литр красной икры на рынке стоит около тысячи рублей. Когда в Амур на нерест заходит тихоокеанская лосось, на промысел устремляются и безработные из окрестных деревень, и вполне благополучные горожане. Один из таких представителей рыбацкого сообщества предъявил хабаровским коллегам милицейское удостоверение.
Инспектор Государственного комитета РФ по рыболовству: «Документы на лов рыбы при Вас?»
Браконьер: «На какой лов?»
Инспектор Государственного комитета РФ по рыболовству: «Понятно, документы отсутствуют. А чьи сети лежат? Сети, рыба, чье это все?»
Браконьер: «Какие сети? Какая рыба? Я ничего не знаю».
Свои права любители красной рыбы знают в совершенстве. На оформление протокола у оперативников уходит несколько часов.
Михаил Орлов, старший инспектор Государственного комитета РФ по рыболовству: «Нужно опросить понятых, найти свидетелей, и как раз с этим часто возникают трудности. Подъезжаешь к нарушителю, видишь и рыбу, и сети, но без свидетелей изъятие невозможно произвести. Откуда возьмутся на воде очевидцы?»
Современные браконьеры не выходят на реку без мобильного телефона, о появлении катера Рыбнадзора тут же узнают экипажи всех лодок. Иногда промысловики вместо документов протягивают хабаровским оперативникам телефонную трубку. Один из них назвался родственником сельского рыбинспектора.
Инспектор Государственного комитета РФ по рыболовству: «Ну, и что мы теперь будем делать? Вариантов два. Первый: пишем протокол, вы добровольно нам говорите, кто вы, откуда. Вариант второй: мы доставляем вас райотдел, там вами займутся дознаватели, а потом будет решаться вопрос о возбуждении уголовного дела. Третьего не дано».
Осенняя путина на Амуре продолжается до середины октября. На браконьеров уже заведено около сотни уголовных дел. В последние годы до нерестовых водоемов добираются лишь единичные экземпляры осенней кеты. Если косяки лосося все же прорвутся через сети российских браконьеров, то чуть выше по течению их поджидает многотысячная флотилия китайских рыбаков.