Сегодня ветеран Великой Отечественной Виктор Кацперовский узнал о том, что правительство Германии выплатит ему 2,5 тысячи евро в качестве компенсации за то, что он в годы войны побывал в плену у фашистов.
В нацистские лагеря для военнопленных во время войны попали свыше пяти миллионов, а не вышло из этого ада 3 миллиона 300 тысяч красноармейцев: расстрелянных, изнуренных, погибших от голода. С пленными французами и англичанами немцы обращались по нормам Женевской конвенции. Советские солдаты считались «недолюдьми». А если выживали, то скорее случайно.
Виктор Кацперовский: «Кого хотели, того и расстреливали».
Спустя 70 лет в живых в постсоветских республиках осталось менее 4 тысяч
Ян Корте, депутат бундестага от Левой партии Германии: «Те страдания и жертвы, которые пришлось понести этим людям, никак не посчитать в деньгах и не оплатить. Поэтому и речь тут не столько о конкретной сумме, сколько о символическом признании вины Германии».
Ян Корте из оппозиционной Левой партии рад, что во многом именно ее стараниями Берлин совершит символический шаг, но и сам признает: шаг запоздалый. Позади десятилетия холодной войны и нежелания ворошить позорную историю. Однако и в современной Германии, где бывший лагерь военнопленных в канун 9 Мая посещает президент Гаук, с решением о выплатах тянули не один год.
Вольфганг Бенц, профессор истории: «Неловко догадываться, что тянули так долго и для того, чтобы сумма выплат уменьшилась. Ведь еще лет 10 назад прошедших через немецкий плен в бывшем Союзе жило больше, а 20 лет назад — гораздо больше. Тогда этот моральный жест обошелся бы ФРГ куда дороже».
Сегодня найти в казне надо всего 10 миллионов евро, в пересчете — по три рубля с одного налогоплательщика. Но в кулуарах бундестага признаются: спор шел не о деньгах, а о расстановке исторических акцентов. Стоящие у власти христианские демократы, приняв с партнерами по коалиции решение о выплатах, теперь ждут «симметричной реакции» со стороны России.
Едва ли, впрочем, эти воззвания к встречным компенсациям вызовут