В Риге сегодня завершает работу саммит «Восточного партнерства». Уже очевидно, что он не принесет никакого прорыва в отношениях между Евросоюзом и шестью бывшими советскими республиками Украиной, Грузией, Азербайджаном, Арменией, Белоруссией и Молдавией.
Восточные партнеры ЕС не скрывают разочарования, поскольку не получили четких обещаний относительно своих европейских перспектив. Как передает из Латвии обозреватель НТВ Владимир Чернышёв, им весьма прозрачно намекнули: пока не стоит особо обольщаться, Евросоюз — не резиновый. Европейцы пытаются научить украинских и грузинских партнеров политическому прагматизму.
Вернер Файман, канцлер Австрии: «Обещать
Программа «Восточное партнерство» создавалась в 2009 году для укрепления сотрудничества с Европой шести бывших советских республик — Украины, Грузии, Армении, Азербайджана, Молдавии и Белоруссии. Украина и Грузия рассчитывали не просто на сближение, а на вхождение в Евросоюз. В Ригу лидеры этих стран ехали за тем, чтобы получить сигнал о перспективах безвизового режима.
Пётр Порошенко перед каждым зарубежным визитом обещает родине, что европейцы визы для украинцев отменят. Обещал он это и перед рижским саммитом, но визы так и не отменили. Переговоры продолжаются, успокаивают европейские лидеры Порошенко, а он успокаивает себя и журналистов, которые вполне понимают, что украинский лидер разочарован и политически, и экономически. Говоря о помощи Евросоюза, он употребляет приставку «микро».
Пётр Порошенко, президент Украины: «С чего вы это взяли? Разве я выгляжу разочарованным? Конечно же, нет. Мы значительно улучшили декларацию саммита. Для нас необходим серьезный сигнал к отмене виз с Евросоюзом, а также и план реформ, которого мы будем придерживаться. И я ожидаю подписания соглашения о микрофинансовой помощи».
Еще накануне саммита в Риге эксперты в Европе предрекали: программа «Восточное партнерство» как попытка ослабить влияние России на постсоветском пространстве испытывает явный кризис. Белоруссия и Армения находятся в Евразийском союзе с Россией, что исключает их полную интеграцию с Евросоюзом. Азербайджан давно демонстрирует скепсис, и даже президент Алиев не приехал в Ригу.
Украина, Грузия и Молдавия пока получают лишь обещания. Общая риторика в отношении России при попытках сохранить менторский тон на саммите стала более мягкой. Западные лидеры говорят, что «Восточное партнерство» ни в коем случае не направлено против России. Более того, оно не противоречит сближению бывших советских республик с Россией. Хотя на различия в подходах все же указывали.
Ангела Меркель, федеральный канцлер ФРГ: «Важное отличие Евросоюза от России: мы считаем, что каждый член „Восточного партнерства“ идет своим путем и мы учитываем эти различия. „Восточное партнерство“ — это не инструмент расширения ЕС, а средство для сближения с Евросоюзом. На этой основе будут строиться наши переговоры».
Дональд Туск, председатель Европейского совета: «„Восточное партнерство“ — это не конкурс красоты, не состязание между ЕС и Россией. Но позвольте мне быть честным: красота тоже важна. Россия могла бы быть мягче и обаятельнее, и тогда ей бы не пришлось компенсировать недостатки привлекательности агрессивными действиями в отношении своих соседей».
Попытка внести в финальный документ фразу об «аннексии Крыма» натолкнулась на сопротивление Армении и Белоруссии, отказавшихся подписывать документ с такой формулировкой. Однако организаторы саммита все же еще надеются согласовать документ или же прописать в нем особую позицию несогласных, а формулировку об аннексии оставить. В любом случае дипломатические битвы с Россией Евросоюз ведет словами и формулировками, а на деле же сигнализирует, что не намерен ужесточать конфронтацию, и без того уже зашедшую далеко.