До России докатилось-таки модное на Западе увлечение лайфхакинг. Суть в том, чтобы обладать и делиться набором полезных кунштюков, позволяющих сократить траты времени, сил и средств.
До России
Есть и еще одно любопытное направление: желающие могут положить свое личное время в банк и
Себя Руслан Дмитриев называет лайфхакером, то есть «взломщиком жизни», по аналогии с компьютерными хакерами. Но правильный перевод, скорее, — «находчивый человек». Смекалка во всем. Как быстро охладить банку газировки, как открыть дверь без ключа, как умножать в уме многозначные числа и даже как слетать на Кубу за 18 тысяч рублей?
Лайфхакеры умеют не только взламывать жизнь, но и хорошо устраиваться в ней. В Интернете тему лайфхакинга первыми начали раскручивать компьютерщики с их специфическими проблемами. Например: как зарядить
Есть и вполне практичные вещи. Некто Кипкэй подсчитал: если убрать из багажника машины все лишнее, включая запаску, заменить масло, воздушный фильтр и главное — добавить в бензобак немного ацетона, расход топлива уменьшится вдвое. Психолог Николай Петров такие полезные советы собирал еще в Советском Союзе.
Николай Петров, психолог, автор тренингов по креативности и творчеству: «Голь на выдумки хитра, правда голь не хотела признавать себя голью. Читая „Науку и жизнь“, мы хотели представлять себя учеными».
В редакции журнала «Наука и жизнь» как только слышат новомодное «лайфхакинг», сразу начинают эмоционально защищать авторские права.
Дмитрий Зыков, заместитель главного редактора журнала «Наука и жизнь»: «Рекомендации по ремонту утюга с пароувлажнителем — это 1964 год! А вы говорите лайфхакинг — современная штука».
Старейшая в журнале рубрика «Меленькие хитрости» — как блог советского лайфхакера. В те годы полстраны увлекалось такими советами. Полвека назад, в годы советского дефицита, журнал открывал людям потребительский рай. Хотите блестящие крючки в туалете? Нагрейте старые зубные щетки и согните. Авторы лайфхаков уверяют: сегодня они позволяют экономить, но увлекаются ими люди не поэтому.
Дмитрий Зыков, заместитель главного редактора журнала «Наука и жизнь»: «Это, как правило, люди, которым интересен сам процесс. На спичках не сэкономишь особенно — бесполезное дело».
Почистить туфли остатками банана — говорят, банановое масло продлевает жизнь обуви. Заправить зажигалку лаком для волос — на пару раз прикурить хватит. Или предсказать погоду, даже не выглядывая в окно, по пузырькам в чашке с кофе. Если они в центре, то атмосферное давление высокое, значит, осадков не будет, а если по краям, то, наоборот, низкое, дождь или снег обеспечены.
Такие хаки на все случаи жизни должны по идее вашу жизнь облегчить, а вас сделать человеком, который найдет выход из любой ситуации. Проблема только в одном — ситуаций этих тысячи и тысячи, и в каждом случае нужно как минимум помнить все это, а как максимум иметь под рукой и банановую кожуру, и лак для волос. Только тогда вы сэкономите свое время и, может быть, деньги.
У Николая Петрова, как у всякого настоящего лайфхакера, в сумке всегда несколько органайзеров, а в них столько полезных таблиц. Метод Николая Петрова о том, что важные записи лучше сортировать не по алфавиту, а по типу задач. И лучше все свои мысли держать на бумаге. К ней батарейки не нужны.
Николай Петров, психолог, автор тренингов по креативности и творчеству: «Стремление освободить мозг от ненужных удержаний — это ответ на вызов времени. У людей нет времени, они торопятся, они хотят быть эффективными».
Клиентов нижегородского банка времени тоже объединяет общая цель — помощь друг другу. Клиент банка Саша (№счета 0052) пришел к Ане (№счета 0043) собрать компьютерный стол. Он потратит на это пару часов. Потом он позвонит в банк и закажет любую услугу на такое же количество времени.
Все как в обычном банке — личные счета, кредиты… Только вместо денег — заработанные часы. Обмен услугами, своеобразный лайфхак, способ взломать устоявшуюся систему — когда без денег никуда. Это похоже на советскую идиллию: от каждого по способности плюс невиданное в капитализме равенство (репетитор или уборщица, неважно) — час работы в банке времени стоит одинаково.
Александр Якунин, клиент банка времени: «Потребность в услугах возникает, когда этого не ждешь. Перетащить пианино или починить компьютер — я, например, в этом не очень понимаю».
Сашу хозяйки компьютерного стола угостили блинами. Эти маленькие бонусы в виде теплых отношений между клиентами, по задумке бизнесмена Иванушкина, — и есть главная идея этого проекта.
Александр Иванушкин, владелец банка времени: «Наши люди соскучились за эти 15 лет по человеческим отношениям. Всплывают такие непонятные услуги — разговор по телефону или поход в театр. Мы и не думали, что они будут востребованы».
Банк времени — проект полностью некоммерческий. Так во всем мире. Для владельца Александра — это своего рода благотворительность, для многих клиентов — игра, но