В Польше разгорается небывалый скандал вокруг нового медицинского центра, в услугах которого нуждаются тысячи бездетных семей.
В Польше разгорается небывалый скандал вокруг нового медицинского центра, в услугах которого нуждаются тысячи бездетных семей. Клиника предлагает каталог суррогатных матерей — в нем уже полсотни фамилий женщин, готовых за деньги выносить ребенка. И с каждым днем их становится все больше.
Однако не все поляки считают эту идею благородной. Католики и консерваторы заявляют, что «арендовать» женщин для рождения ребенка — аморально и это должно приравниваться к уголовному преступлению.
Корреспондент НТВ Виктор Кузьмин выслушал аргументы «за» и «против».
Этот офис в пригороде польской столицы найти не просто. Бюро со скромной вывеской «Центр содействия» расположен в новостройке — в квартале, к названиям улиц которого еще и не привыкли. Пани Эльжбета, она же работник, она же и глава центра, исправно приходит сюда каждый день к восьми утра.
Маленькая комнатушка, один стол, два стула, много папок и компьютер. «А для нашей работы, — говорит пани Эльжбета, — больше ничего и не надо».
Фирма Эльжбеты Шиманьской отбирает кандидаток в суррогатные матери и тех, кто хочет воспользоваться их услугами. Естественно, не бесплатно. Сегодня в базе центра договоры с уже 50 потенциальными суррогатными матерями. Еще 150 — в процессе рассмотрения. Свои услуги польские женщины предлагают центру ежедневно.
Достаточно взять городскую газету, открыть определенную страницу и найти объявление с заголовком «требуется суррогатная мать». Цены на услуги по вынашиванию чужого ребенка колеблются от 30 до 70 тысяч долларов. Особо премируется рождение близнецов.
Демографическая ситуация в Польше тяжелая, что подтверждается и медицинской статистикой — более полутора миллионов польских семей не могут иметь детей. Пани Эльжбета первой в стране решила помочь им сделать это официально.
Эльжбета Шиманьская, глава центра: «При первой встрече мы подписываем предварительный договор о сохранении тайны. Согласно нашим правилам, ничего из того, о чем говориться в офисе, не должно выйти за его пределы. Затем, если пару устраивают предлагаемые нами условия, мы подписываем первый договор о сотрудничестве, по которому мы обязываемся предоставить им данные кандидаток. Обычно люди выбирают женщину, по возможности похожую на будущую мать, чтобы ребенок потом был на нее похож».
Главное требование к женщинам, желающим выносить чужого ребенка, — возраст: не моложе 24. И здоровье — с ним не должно быть никаких проблем. Будущие суррогатные матери проходят полное медицинское обследование, в том числе и на наличие генетических заболеваний. А кроме этого обязуются соблюдать абсолютно здоровый образ жизни.
Малыши от суррогатных матерей рождались в стране и раньше, хотя законодательно этот сложный механизм не прописан. Как нет и законов, защищающих права суррогатных матерей и тех семей, кто хочет воспользоваться их услугами.
Катажина Модрак, «Партия женщин»: «Часто случается так, что в бедных семьях, которые не могут позволить себе очередного ребенка, нет проблем с их появлением, а люди, которые могут себе позволить и очень хотят ребенка, не могут их иметь. Я думаю, что нет ничего плохого в том, чтобы там, где детей очень хотят и долго ждут, они появлялись. Эту возможность дает развитие медицины. Моральные вопросы каждый должен решить для себя сам».
К суррогатному материнству отношение в стране неоднозначное. Согласно опросам, большинство поляков — «за», однако католическая церковь — «против».
Отец иезуит Артур Филипович, доктор политических наук, профессор Института имени кардинала Вышинского: «Происходит определенная торговля людьми — сначала пара „заказывает“ ребенка, потом „покупает“ женщину, которая арендует свою матку, носит ребенка, а через 9 месяцев должна его отдать. Нужно помнить о том, что во время беременности создается сильная связь между плодом и женщиной, которая его носит.
Насколько правомерен разрыв сильной связи между женщиной, которая вынашивает и рожает и ребенка, и этим ребенком? Кто даст гарантию, что разрыв этой связи не повлияет потом на личность этого ребенка?»
Между тем фотографии Эльжбеты Шиманьской не сходят со страниц польских газет. Несмотря на публичные споры вокруг появления своеобразного супермаркета матерей, бизнес пани Шиманьской идет в гору. Она говорит, что уже задумалась, не родить ли самой ребенка… для