Журналист написал о том, что оставалось за кадром многолетних съемок для НТВ. Это книга из серии «Где русскому жить хорошо», то есть прежде всего рассказ о повседневной жизни, быте, писаных и неписаных правилах о том, что само собой разумеется для местных и не заметно иностранцам.
Книга как «инструкция по применению», нужная и иммигрантам, и российским туристам, а их каждый год приезжает в Финляндию больше миллиона человек.
О нескольких темах автор рассказал подробнее. Прежде всего — о финской ювенальной юстиции, про которую в России рассказывают регулярно, а в мире почти не слышали. Закон не разрешает работникам социальных служб высказываться по поводу конкретных дел, и новости о трудностях российских мам в Финляндии часто остаются без квалифицированного комментария. Для своей книги Андрей Шилов пообщался с теми, кто остался без ребенка, с теми, кто стал «временным родителем», и с теми, кто решает изъять детей из семьи. Почему уже десять лет ювенальная юстиция — главная новость из Финляндии? Это пропаганда, недопонимание или разный менталитет?
С финским школьным образованием совсем наоборот: в России о нем ничего не известно, а в мире об этом говорят как о проверенной временем уникальной методике. Местные учителя и ученики рассказали автору о финской школе, пустили на уроки, показали рабочие планы, учебники и домашние задания. Оставляют ли у финнов на второй год, когда начинают ставить оценки и почему никогда не объявляют их вслух? Как учат иностранные языки и какой привычный нам предмет не преподают вообще? Высшее образование в Финляндии до сих пор бесплатно и доступно для иностранцев — российские студенты и финские преподаватели вузов рассказали автору о баллах, дисциплине, плагиате и списывании друг у друга.
Мы удивительно мало знаем о Финляндии, несмотря на то, что эта страна давно лидирует по числу выданных россиянам виз. Туристам там рады всегда, а вот иммигранты и беженцы — другое дело. Кого финны пускают к себе, а кого нет? Чего они боятся и в чем не могут понять нас и Россию? В чем мы с финнами резко отличаемся и в чем похожи (кстати, выпиваем мы совершенно