Секрет роста. Меры, принятые на минувшей неделе президентом и финансовыми властями, позволили нашим фондовым биржам уйти на уик-энд в плюсе.
Секрет роста. Меры, принятые на минувшей неделе президентом и финансовыми властями — речь о поддержке российской финансовой системы в целом и банковского сектора в частности, — позволили нашим фондовым биржам уйти на
Перед бурной пятницей, когда был зафиксирован беспрецедентный скачок индексов, случились «черный вторник», «серая среда» и «нулевой четверг». Корреспондент НТВ Роман Соболь, как и трейдеры, воспользовался возможностью перевести дух и вспомнить ключевые моменты.
На этой неделе российские биржи четыре раза приостанавливали торги. Два раза во вторник и среду
Дмитрий Медведев, президент РФ: «Мировая финансовая система сегодня переживает самый сложный период за истекшие десятилетия. Кризис оказался глубже самых пессимистических ожиданий. У нас достаточно резервов и сильная экономика. Гарантия того, чтобы не допустить
Бизнесмены подтверждают: особых причин для кризиса ликвидности в России не было. Да, некоторые крупные зарубежные инвесторы начали выводить свои капиталы из российской экономики. Да, не все наши ведущие компании, инвестиционные фонды и банки оказались готовы к испытаниям. Да, усложнилась политическая ситуация. Но все эти факторы вместе взятые не могли так быстро и глубоко уронить фондовый рынок. Эксперты ищут объяснения. Возможно, российские биржи заразились нервозностью от западных торговых площадок.
Гарегин Тосунян, президент Ассоциации российских банков: «Ни у одного из банков нет основания доля дефолта. Они функционировали, несмотря на то, что международный кризис длится уже больше года. Это никто анализировать не будет. Люди просто пугаются и начинают дергаться. Вот этого нельзя допускать».
Как бы то ни было, к четвергу индексы ценных бумаг просели в среднем на 20%. Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) остановила операции на РТС и ММВБ, чтобы участники торгов остыли, а правительство подготовило экстренные меры по поддержанию национального банковского сектора.
Центробанк снизил нормативы обязательных резервов, это помогло коммерческим банкам высвободить до 300 миллиардов рублей. Плюс на рынке решено временно разместить свободные средства Федерального казначейства.
Биржевики и банкиры охотно сравнивают свой бизнес с аптекарским делом. И там и там нужна особая точность. Финансовая система — сложный, практически живой организм, подверженный определенным болезням. Как и в фармакологии здесь важен быстрый диагноз и правильный рецепт. При первых симптомах недомогания может помочь одна таблетка. Если болезнь запущена — нужна ударная доза антибиотиков.
Государство выдало банкам кредиты на полтора триллиона рублей, чтобы решить проблемы с ликвидностью. И еще 500 миллиардов — на поддержку фондового рынка. Кажется, лекарство помогло. Его выписали почти вовремя и обошлись сравнительно малым объемом. Успокаиваться, конечно, рано. Следует продолжать наблюдение, дабы избежать рецидивов болезни.
Торги возобновились в пятницу, в 10:30. Московские биржи кардинально отличаются от так называемых классических площадок, где брокеры размахивают акциями,
Алексей Кудрин, заместитель председателя правительств, министр финансов РФ: «Резервный фонд на конец этого года составит 3,5 триллиона рублей или 8,3% от ВВП. Это позволит, безусловно, обеспечивать все обязательства государства. И, конечно, все понимают, что именно эти фонды сегодня создали подушки безопасности российской экономики».
Самый популярный вопрос этой недели: как падение фондового рынка скажется на простых гражданах? И самый распространенный ответ: пока никак. Если скачки биржевых индексов вниз — вверх возобновятся на следующей неделе, сектор реальной экономики отреагирует далеко не сразу. Возможно, банки будут выдавать меньше кредитов, но от повторения событий
Валерий Фадеев, член Совета Общественной платы РФ: «Все любят вспоминать
Как правило, за торможением следует бурный рост. Если продлить аналогию с болезнью и лекарством, то события этой недели были своего рода прививкой. Экономика страны может получить стойкий иммунитет.
Владимир Миловидов, глава ФСФР: «В других странах действительно рынки останавливались и на больший период времени. И чаще. Но это испытание для российского финансового рынка, через которое тоже нужно пройти. А философия, что всё всегда растет на
Было ускорено принятие решений, призванных не только минимизировать последствия этого кризиса, но и значительно укрепить экономику в будущем.
Аркадий Дворкович, помощник президента РФ: «Это важно для того, чтобы российские компании могли быстрее возвращать вложенные инвестиции от модернизации производства. А также от строительства новых объектов, заводов, технологических линий. По расчетам, это существенно сократит сроки возврата средств, существенно повышает выгоду от инвестиций».
Грядут существенные изменения в налоговой сфере. Снижаются таможенные пошлины для нефтедобывающих компаний, в перспективе — снижение НДС и единого соцналога. Кстати, эти тезисы Дмитрий Медведев озвучил еще зимой, на Красноярском экономическом форуме. Теперь соответствующие законы будут приняты с опережением графика. И еще — наша зависимость от западных финансовых площадок снова подтвердила необходимость создания в России мощного финансового центра.
Владимир Путин, председатель правительства РФ: «Все ресурсы, необходимые для реализации этих мер, выделяются исключительно из федерального бюджета. Не считаю возможным и необходимым использовать резервные фонды на эти цели, в том числе фонд национального благосостояния. Не считаю, что настало время тратить нефтегазовые доходы. Но они у нас есть, и при необходимости — для поддержания финансового рынка — мы можем их использовать».
То есть, подушка безопасности, о которой говорил Алексей Кудрин, остается не прикосновенной, в заряженном состоянии. И готова принять любой удар, если таковой случится.
Были у событий этой недели и другие последствия. Биржевой спад — горячая пора для желающих купить акции по символической цене.
Николай Солабуто, управляющий активами инвестиционной компании: «Мы шутим: продай квартиру, машину, дачу — купи акции. Действительно, такого „шоколадного“ момента для инвестиций в ценные бумаги не было последние 10 лет. Сейчас тот, кто предпримет такой шаг, выиграет».
Разумеется, речь идет о людях, знающих конъюнктуру рынка и располагающих свободными средствами. Биржи еще лихорадит, а на полную стабилизацию уйдет не один месяц.