Другая энергия: далеко ли уедет Россия на топливе из опилок? Где искать дешевую альтернативу бензину?
Новые горизонты. На минувшей неделе заявлено, что Россия намерена твердо отстаивать свои национальные интересы в Арктике. Речь идет о том, чтобы определить границы на севере страны. Соответствующее поручение дано президентом Медведевым.
По оценкам некоторых экспертов, в этом регионе сосредоточены десятки миллиардов баррелей нефти и газа: неплохая была бы основа энергобезопасности России в XXI веке. Специалисты, впрочем, убеждены, что нам нужен прорыв и в другом направлении: в поисках альтернативных источников энергии.
Далеко ли страна уедет на опилках, а также по силам ли нам мировая гонка за биотопливом, выяснял корреспондент НТВ Сергей Малозёмов.
Инженеру из Белгородской области Игорю Корхову надоело много платить за бензин. Он заказал через Интернет детали (в основном китайские) и сделал из своей «Таврии» электромобиль. Говорит, труднее всего было поставить нестандартную машину на учет в ГАИ — пришлось брать в автоНИИ справку о том, что самоделка безопасна.
Игорь Корхов, изобретатель: «Когда была не зарегистрирована, гаишники просто не замечали — я сзади подъезжал тихонько, они не слышали, а когда проезжал, было уже поздно».
Зарядки ему хватает всего на 80 километров. Но ездить на электричестве действительно дешево — и у Корхова много последователей. Некоторые московские фирмы даже предлагают услугу по переделке в электромобиль любой машины — цена от 10 тысяч долларов. И вы забудете о ценах на бензин. Конструкция, правда, получается недолговечная — уж слишком быстро выходят из строя батарейки.
Самый модный сейчас автомобиль в Калифорнии стоит 90 тысяч долларов, и на него очередь из голливудских звезд. Все просто: спортивный родстер от компании «Тесла» (Tesla Motors) — полностью электрический.
Мартин Эберхард, сооснователь компании «Тесла»: «Нам удалось сделать машину, в которой нет никаких компромиссов — вы бережете окружающую среду и в то же время гоняете, как на „порше“ или „феррари“ — 100 километров в час она набирает всего за 4 секунды».
А заряжается как мобильник — от обычной розетки. И аккумулятор как у телефона —
Дженни Маккарти, покупательница электромобиля:
«Машины будущего не обязательно выглядят как инопланетные корабли — блестящие, обтекаемые и совершенно неземные. Они уже среди нас, просто мы их не замечаем, ведь разница только в начинке. Думаете, рядом обыкновенный „бычок“» и обычная «Лада»? Достаточно открыть капот, чтобы убедиться: перед нами — настоящее торжество технологий XXI века.
Сотрудники НАМИ — Центрального автомобильного НИИ — сделали экспериментальный грузовик на водороде. Из баллонов газ поступает в топливный элемент, где соединяется с кислородом, вырабатывая электричество. Дальше — аккумулятор и электромотор. Выхлоп — чистый водяной пар.
Лев Лежнев, зав. отделом водородных и гибридных энергоустановок Центрального
Евгений Мирзоев, руководитель проекта «АвтоВАЗа» по автомобилям на альтернативном топливе: «Почему агрегаты такие неуклюжие и большие? Потому что они взяты из космоса».
Создатель водородных «жигулей» не шутит — энергоустановку действительно разработали в Советском Союзе — для лунной программы и корабля «Буран».
Станислав Малышенко, профессор Объединенного института высоких температур РАН:
«Иностранные специалисты тогда по значимости сравнивали создание этого двигателя с запуском первого спутника Земли».
Но для земной жизни технология пока дороговата. В НАМИ свой «бычок» заводят только для журналистов: ведь просто залить в бак обычную воду и ехать пока невозможно — для получения водорода нужны катализаторы на основе платины. Водородную «Ладу» в движении можно увидеть только на пленке — газа для нее нет.
Другой широко разрекламированный способ избавления от нефтяной зависимости — биотопливо. С ним тоже не все гладко. Когда зерно было дешевым, а нефть дорожала, казалось — вот оно, решение: гони спирт и заправляй. Но пшеница с кукурузой подорожали, а цены на нефть обвалились. Биоэтанол стал невыгоден. В России теперь пробуют другое решение — делать топливо не из еды. В Кировской и Иркутской областях недавно запустили заводы, сырье для которых — опилки, обрезки и другие отходы лесной промышленности.
Раиф Василов,
Опилочный биобутанол можно добавлять к обычному бензину, уменьшая расход и сокращая выбросы. Экспериментальное топливо уже заливают на нескольких заправках. Важно, что никакой переделки двигателя не требуется.
Непримиримым экоактивистам, конечно, все равно подавай полную замену нефти. Японец Усэй Ямада поставил в свой
Усэй Ямада, путешественник: «Такой агрегат нигде не купишь, я сам его сделал. Просто не хотел, чтобы грязное масло засоряло мою планету. Запах? Да нет, не отвлекает».
Есть еще автомобиль на сжатом воздухе — его изобрели во Франции, а готовятся производить в Индии. Экзотические проекты можно перечислять бесконечно: например, инженер из Якутии Андрей Пикуль и его почти вечный двигатель на постоянных магнитах. Но ближе всего к массовой реализации, похоже,
Так что через