Трагедия в Перми заставила по-новому взглянуть на проблемы безопасности полетов в России: обнажились вопиющие вещи, на которые уже стало нормой закрывать глаза.
Летучие выводы. На минувшей неделе объявлено, что причиной пермской авиакатастрофы, жертвами которой стали 88 человек, возможно, была не техническая неисправность самолета, о чем говорили раньше. По крайней мере, пожара двигателей и разрушения машины в воздухе, как сообщили в Межгосударственном авиационном к митете (МАК), в ходе расследования не выявлено.
Эта трагедия заставила
Российская гражданская авиация молодеет на глазах. Вчерашние выпускники летных училищ
Валерий Карпов,
20 дней подготовки в компьютерном классе, потом 10 дней в летной академии в Оксфорде уже на настоящих тренажерах и еще
Рубен Есаян, начальник летного испытательного Центра НИИ гражданской авиации: «Сейчас программа такая: закончил, на
Как иллюстрация съемки в кабине
По разным оценкам, нехватка российских летчиков в авиакомпаниях сейчас от 800 до нескольких тысяч человек. В советские времена летные училища выпускали по 500 пилотов в год каждое. А сейчас старые опытные летчики уходят, и замены почти нет.
Олег, выпускник Сасовского летного училища: «Нас выпустилось в этом году 19 человек».
Валерий Карпов,
Растущий быстрыми темпами рынок авиаперевозок в России — до 15% в год — на фоне острейшего кадрового голода.
Сергей, выпускник Ульяновского летного училища: «Когда мы поступали, необходимости в пилотах не было. То есть люди, которые выпускались в тот год, когда мы поступали, устраивались грузчиками, бортпроводниками, милиционерами. А сейчас такая возможность — и сразу на зарубежную технику».
В советские времена это было невозможно. Многолетняя подготовка летчиков гражданской авиации была многоступенчатой и жестко регламентированной.
Рубен Есаян, начальник летного испытательного Центра НИИ гражданской авиации: «Мы же проходили такой путь:
В послужном списке потерпевшего в Перми крушение лайнера у командира было 452 часа налетов в качестве капитана корабля. У второго пилота в два раза меньше полетов именно на «Боингах». Это немало, но специалисты утверждают, что экипажи на «Боингах» и «Эйрбасах» действуют слаженно и уверенно только после 600 часов совместного налета.
Олег Смирнов, заслуженный пилот СССР: «Вы знаете, что в летной работе зачастую и, как правило, все происходит так быстро, что думать некогда. Все происходит в доли секунды, все это должно быть отремонтировано и вложено в подсознание».
Сергей Познахарев, исполнительный директор Внуковского авиаремонтного завода: «Обратите внимание, даже клепка на этом самолете стоит новая, никакой ржавчины. Это абсолютно новое средство, просто, так скажем, старого типа».
Разбившийся в Перми «Боинг» проходил в начале сентября текущие регламентные работы в этих ангарах. 60 лет здесь ремонтировали отечественную технику, но в последние два года Европейская объединенная авиационная администрация выдала заводе все сертификаты на обслуживание западных лайнеров. Теперь аудиторы из Евросоюза бывают здесь раз в два месяца.
Вячеслав Левунец, заместитель генерального директора Внуковского авиаремонтного завода: «Мы находимся в состоянии постоянных наблюдений и проверок. И в такой ситуации нам при всем желании не получится
Корреспондент: «Вот эта книжка („Перечень допустимых отказов и неисправностей“) может уменьшиться в зависимости от того, где эта машина зарегистрирована — на Бермудах или в России?»
Василий Шапкин, генеральный директор Государственного
Потерпевший на Урале крушение «Боинг-
В России правила куда жестче, но тут главное противоречие — российские самолеты эксплуатируются по допускам, разрешенным на Бермудах или в Европе, где лайнеры стоят в реестре. Регистрировать свои самолеты в России авиаперевозчикам крайне невыгодно.
Василий Шапкин, генеральный директор Государственного
Российские авиакомпании отправляют самолеты, нуждающиеся в регламентных работах, за рубеж, и там беспошлинно их ремонтируют. Таможенные пошлины и НДС в России — это 40% от стоимости самолета. По этой причине подержанные лайнеры покупаются, например, в Китае. Новые будут совсем нерентабельны.
Олег Смирнов, заслуженный летчик СССР: «Наша авиакомпания, приобретшая западный самолет, автоматически становится неконкурентоспособной по отношению к подобной западной компании, которая купила этот „Эйрбас“ или „Боинг“ без таможенных пошлин, без НДС».
В начале этой недели в России началась полномасштабная проверка ИКАО (ICAO) — Международной организацией гражданской авиации. Предыдущая проверка была в 2002 году. Сейчас Россия должна ответить на 6 тысяч вопросов. И выставленная оценка должна показать, насколько отечественная авиация соответствует международным правилам и требованиям.
Василий Шапкин, генеральный директор Государственного
Проверка завершится в конце грядущей недели.