В Госдуме ожидалось бурное обсуждение поправок в закон «О библиотечном деле», вызвавших возмущение многих российских писателей.
Сегодня в Госдуме ожидалось бурное обсуждение поправок в закон «О библиотечном деле», вызвавших возмущение многих российских писателей. Согласно проекту, который в июле прошел первое чтение, библиотекам разрешат оцифровывать любые книги спустя два года после их поступления в фонды. При этом заключать договор с автором и платить ему гонорар не потребуется.
В ответ группа писателей и поэтов написала письмо президенту с просьбой не допустить принятия закона в его нынешнем виде. Пока литераторам удалось добиться только короткой отсрочки: рассмотрение поправок сегодня перенесли на 1 октября.
Корреспондент НТВ Сергей Морозов разобрался в библиотечном вопросе.
Против этих поправок выступили единым фронтом писатели разных направлений. Новый закон позволял бы трем национальным библиотекам делать электронные копии книг.
Вроде бы не страшно — всего три копии, но потом эти библиотеки были бы вправе передавать эти электронные копии в другие хранилища. А тут уже попахивало бесконтрольным распространением, и крупные издательства испугались за свои тиражи.
Олег Новиков, гендиректор издательства: «Этот закон подорвет издательский бизнес. Оцифрованные проекты поступят в пиратское пользование. Возродится самиздат».
И без этого закона популярные книги можно найти в Интернете у пиратов. Но если целые массивы книг начнут вполне легально появляться на свет, не уйдет ли читатель целиком от книги бумажной в книгу на компьютере?
Михаил Веллер, писатель:
Сергей Лукьяненко, писатель: «Если у нас утекают базы ГАИ, налоговой инспекции, то книги утекут, конечно».
Насколько в принципе электронная библиотека может конкурировать с обычной? В системе поиска — несомненно. Многие, наверное, помнят желтые карточки систематического каталога, в которых сложно было найти нужную книгу. А с электронным поиском все гораздо быстрее.
Но кто захочет читать книгу на экране компьютера? Там хорошо смотреть новости или видео, а книгу надо держать в руках, это особое чувство. Недаром опросы показывают, что россияне любят именно хорошую полиграфию.
Сегодня в Государственной думе рассмотрение поправок перенесли «по недоразумению», уверял первый
Олег Морозов, первый заместитель председателя Госдумы РФ: «Просто не поняли текст закона. После обсуждения стало ясно, что закон не нарушает авторских прав».
Литераторов приглашали в Думу на консультации и вроде бы все недопонимания были сняты. Но были ли писателям представлены все стороны этого закона?
Светлана Журова, заместитель председателя Госдумы РФ: «Дело в том, что многие не были знакомы с одной поправкой. В ней говорится, что оцифровка будет производиться только в научных и учебных целях».
Вероятно, законодатели и писатели смотрят на дело с разных сторон. В Думе видят, на что этот закон нацелен, а писателей интересует, что он не запрещает, потому что интересные вещи в законах, как и в литературе, происходят между строк.