В самом центре Европы произошло событие, которого и с надеждой, и с тревогой ждали ученые всего мира.
В самом центре Европы произошло событие, которого и с надеждой, и с тревогой ждали ученые всего мира. Физики Европейского центра ядерных исследований провели первое испытание Большого адронного коллайдера — гигантского ускорителя элементарных частиц. С его помощью ученые должны получить ответ на вопрос о том, как образовалась Вселенная.
Столь смелый эксперимент еще на стадии замысла вызвал небывалые споры. Скептики утверждали, что попытка разогнать и столкнуть протоны приведет к катастрофе.
Специальный корреспондент НТВ в Швейцарии Сергей Холошевский, который наблюдал за запуском коллайдера, пришел к выводу, что слухи о скором конце света сильно преувеличены.
«Провалимся ли мы все тут в черную дыру?» — задают друг другу вопросы все без исключения жители Женевы. Они с опаской посматривают в сторону Европейского ядерного центра. А ученые, увлеченные захватывающим зрелищем столкновения протонов, лишь отмахиваются от этих слухов. Как сказал один из руководителей проекта адронного коллайдера, если два комара столкнутся в воздухе, то мы должны испугаться больше.
Сейчас по всей длине
Лин Эванс, руководитель проекта большого адронного коллайдера: «Первый пучок протонов уже на входе в коллайдер. Через несколько минут мы извлечем поглотитель частиц и всем его продемонстрируем во всех деталях. Если
Робер Аймер, генеральный директор Европейского центра ядерных исследований: «Два чувства владеет сейчас всеми нами: удовольствие, что мы завершили огромную работу, и надежда на великие открытия, которые наверняка ждут нас впереди. Всем спасибо».
В Женеву съехались ученые со всего мира в предвкушении новых открытий и прорывов. И мало кто вспоминает, что совсем недавно этот самый коллайдер тут называли миллиардами, зарытыми в землю.
Если поставить себя на место простого швейцарца, то получается, что последние 9 лет у них под землей роют
Вокруг коллайдера стали сразу возникать зловещие истории про «черные дыры», которые поглотят маленькую Швейцарию вместе с ее коровами, часами и шоколадом. Русским, работающим в Европейском ядерном центре, перед отъездом пришлось даже убеждать родных, что они не провалятся в бездну.
Александр Курепин, научный сотрудник проекта «Алиса»: «Успокаиваем своих знакомых и близких. Они очень часто задают вопрос о том, что будет ли „черная дыра“? я отвечаю, что не будет».
Что бы там ни говорили, человечество сегодня действительно в первый раз общими усилиями проводит научный эксперимент такого масштаба. 40 стран, более 7 тысяч ученых, из них около тысячи русских, 6 миллиардов долларов, около 10 тысяч огромных магнитов и интеллектуальный потенциал ведущих физиков мира.
Ученые ставят перед собой просто грандиозные задачи. Это
Игорь Голутвин, руководитель проекта Объединенного института ядерных исследований (г. Дубна): «Хотим знать, как устроен мир, какова метрика мира. Мы надеемся, что получим ответ».
Александр Виноградов, научный сотрудник Курчатовского института: «Пытаемся понять, что происходило с Вселенной в первые микросекунды ее создания. И это наука, как говорится, не прикладная, а фундаментальная наука. Это то, что людям надо знать о появлении мира».
О первых результатах этого крупнейшего эксперимента в новейшей истории человечества узнают сразу на всех континентах. В Европейском ядерном центре, где, как говорят,
Тысячи компьютеров в Женеве соединены в единую сеть с десятками тысяч компьютеров в научных центрах по всему миру, включая, конечно, и Россию.
Объем информации, который ученые надеются получить сегодня, исчисляется просто невероятными цифрами. Сейчас в Европейском ядерном центре царит возбуждение. Выясняется, что современная наука еще не готова ответить на все вопросы. Большой адронный коллайдер лишь грандиозная попытка сделать прорыв. Здесь все надеются на то, что обойдется без всяких «черных дыр».