Пике без подъема в воздух. На минувшей неделе объявлено, что из затяжного кризиса вокруг «Эйр Юнион» намечен выход.
Пике без подъема в воздух. На минувшей неделе объявлено, что из затяжного кризиса вокруг «Эйр Юнион» (Air Union) — задержки рейсов именно этого летучего альянса почти месяц трепали нервы сотням наших соотечественников — намечен выход.
Курс взят на создание крупнейшего в стране авиаперевозчика на базе уже упомянутого «Эйр Юнион» и
Такого скандала российская авиация не переживала много лет. Разгневанные пассажиры, крики у стоек регистрации, рыдающие матери и дети.
Пассажир: «Мы заложники здесь, в своей стране!»
Одни потеряли отпуска, другие работу. Жители дальних сибирских городов не могли попасть домой, неделями ночуя на скамейках в десятках аэропортов по всей стране. В
В московском Домодедово пассажиры обрушились на
Представительство «Эйр Юнион» в Домодедово — эпицентр воздушной бури, две недели бушевавшей по всей стране. В зоне турбулентности оказались тысячи пассажиров и несколько авиакомпаний, входивший в альянс «Эйр Юнион». Конструкция не выдержала перегрузок, альянса больше нет. Само сочетание «Эйр Юнион» сегодня лишь пустой звук, за которым, похоже, не останется ничего кроме долгов, подозрений и уголовных дел.
Первые массовые задержки рейсов третьей по величине авиакомпании возникли 21 августа и дальше — по нарастающей, вызываю цепную реакцию на все аэропорты страны.
Алексей Чертенков, гендиректор аэропорта Толмачёво: «Именно от альянса „Эйр Юнион“ в этой ситуации
Оказывается, один из крупнейших авиаперевозчиков России два года не платил практически никому, выстраивая, как говорят, долговую пирамиду.
Алексей Чертенков: «Да, в
Альянс «Эйр Юнион» был создан указом Владимира Путина в мае 2007 года с целью развивать здоровую конкуренцию «Аэрофлоту». Вошли пять полугосударственных и частных авиакомпаний. Владельцы крупных пакетов — братья Борис и Александр Абрамовичи из Красноярска. Борис Абрамович — ветеран отрасли, он считается инициатором идеи, и стал руководителем управляющей компании альянса.
Однако вопрос о том, кому достанется контрольный пакет — частникам или государству, — оставался открытым, пока в мае этого года президент Медведев не подписал еще один указ о передаче пакета государственных акций концерну «Ростехнологии». У него получался 51 процент, но как выяснилось, непонятно чего.
Олег Смирнов, заслуженный летчик России, президент Фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта «Партнер гражданской авиации»: «Первый указ президента Российской Федерации о создании „Эйр Юнион“ на базе известных авиакомпаний был подписан, когда эти компании уже были финансовыми пустышками».
Заслуженный летчик России утверждает, что в авиаотрасли все прекрасно знают о состоянии друг друга и о том, что уже два года «Эйр Юнион» занимался только тем, что накапливал долги за аренду самолетов, обслуживание и заправку, а рост цен на топливо лишь ускорил процесс. В «Ростехнологиях» сосчитали долги приобретенной компании.
Алексей Алёшин, первый заместитель гендиректора государственной корпорации «Ростехнологии»: «800 миллионов долларов. Конечно, все эти долги образовались не одномоментно, они накапливались. И вот на сегодня получилось так, как получилось. 800 миллионов, которые компания должна
При этом, утверждают в «Ростехнологиях», свои акции частные акционеры давно заложили в банк под кредиты. Братья Абрамовичи являются совладельцами также российской «Скай Экспресс» и венгерской авиакомпании «Малев».
Евгений Островский, гендиректор группы компаний «Топливное обеспечение аэропортов»: «Это, в общем, мнение всего рынка, что из альянса в течение двух лет выводились деньги из оборота в сторону».
При этом самолеты альянса продолжали летать. Парадокс в том, что гражданская авиация — как велосипед: останавливаться нельзя, поясняют специалисты. В системе все заложники друг у друга.
Евгений Островский, гендиректор группы компаний «Топливное обеспечение аэропортов»: «Остановить самолет — это… я не знаю, что должно произойти. Это всегда очень серьезный
Собственно это и происходило на минувшей неделе: к тем, кто отказывался заправлять самолеты «Эйр Юнион», потянулись прокуроры. Впрочем, кредиторы и сами боялись банкротства альянса, тогда деньги уже никогда не вернуть.
В перекрестье взаимного шантажа оказались около десяти тысяч простых россиян, сосчитали в Международном обществе потребителей. Советуют всем судиться и требовать возмещения убытков.
Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей: «Доказать задержки достаточно легко. Для этого потребуется информация от аэропорта, когда именно вы
Другое дело — компенсация морального вреда. Воздушный кодекс предусматривает штраф с авиакомпании — 25 рублей в час. То есть за неделю ожидания рейса примерно 200 долларов. Это не соизмеримо с европейскими штрафами, в отличие от цен на авиабилеты. Об этом стоит задуматься депутатам. Открытым также остается вопрос, к кому пассажиры теперь должны обращать претензии.
В конце недели было объявлено: на месте альянса «Эйр Юнион» создается другой авиагигант, под эгидой «Ростехнологий» сливаются еще шесть авиакомпаний и два аэропорта — московский Внуково и красноярский Емельяново. Новый перевозчик должен даже превзойти «Аэрофлот». Главное, чтобы пассажиры не оказались жертвами реформы еще раз.