Норвегия чуть не спровоцировала международный скандал, когда потребовала от России объяснений: как посмел вице-премьер Дмитрий Рогозин приехать на Шпицберген? Рогозин посетил архипелаг по пути на Северный полюс, и в Осло совершенно неожиданно этот факт вызвал волну негодования.
В Москве даже не сразу поняли, в чем суть обвинений. Шпицберген — архипелаг с особым статусом, но россияне всегда могли летать туда даже без виз. Там находится русский поселок Баренцбург, где шахтеры добывают уголь. Но добраться туда с материка можно только через норвежский Лонгиер — это столица архипелага, уголок цивилизации в Северном ледовитом океане — с магазинами, гостиницами и даже собственным аэропортом. Там, как это обычно и бывает, и высадился русский десант, который довел Евросоюз буквально до истерики.
Дмитрий Рогозин,
На Шпицберген Рогозин приехал для так называемого подскока на российскую дрейфующую арктическую станцию «Северный полюс — 2015». На это россияне, несмотря на возмущение Осло, имеют полное право. Ведь Шпицберген, или, как его называют норвежцы, Свальбард, был передан под суверенитет скандинавского государства после Первой мировой войны. И по условиям уникального договора о статусе архипелага Рогозин не нарушил никаких законов.
Александр Лукашевич, представитель МИД России: «Подобная реакция вызывает недоумение. Она необъяснима и абсурдна с точки зрения международного права. Статьей 3 Договора о Шпицбергене 1920 года предусмотрен свободный доступ на архипелаг граждан государств — участников Договора».
Но в Осло ни в какую соглашаться с этим не хотят и заявляют: что не желают видеть в Норвегии фигурантов санкционных списков, среди которых и
Позже в Осло, кажется, поняли, что перегнули палку и поспешили заявить, что обострения отношений с Россией не хотят.
Подробности — в репортаже «Анатомии дня».