Угольная промышленность Донбасса оживает. После того как официальный Киев прекратил покупать у Донецка продукцию, предприятия региона остановились из-за переполненных хранилищ. Сейчас шахты переориентировались на местный рынок. После длительного простоя в большинстве вновь идет активная добыча.
Даже когда на поверхности вовсю гремит артиллерийская канонада, в подземные горные выработки эхо войны не проникает.
Владислав Михайлов, электрослесарь: «Вообще ничего не слышно. Здесь же как километр
Это, впрочем, не значит, что совсем ничего не изменилось. Шахту
Иван Тимошенко, бригадир: «Выходили, стекол нету, повыбивало. Такая вот обстановка. А людям все равно надо работать, семьи кормить,
Вся горнодобывающая промышленность региона попала в довольно сложное положение. Уголь ведь мало добыть, его нужно еще и продать, а старые экономические связи, как и многие коммуникации на шахтах, войной разрушены.
Когда оказываешься в сердце угольной отрасли Донбасса, складывается впечатление, будто в преисподнюю спустился. Очень шумно, душно и невыносимо жарко. Тяжелый и опасный труд горняков Украина уже несколько месяцев не оплачивает. Шахты, как и все остальные промышленные предприятия региона, тоже в экономической блокаде, которую официальный Киев объявил Донбассу.
Виталий Приходько, электрослесарь: «Материалов меньше получать стали. Экономим все. Все ремонтируем своими руками».
Украинская сторона с осени не рассчитывалась за поставленный уголь, потом перестала отправлять обратно вагоны, а теперь даже заказанные заранее мелкие запчасти для техники не высылает.
Юрий Поповкин, директор шахтоуправления: «Дорога ложка к обеду. Если сегодня нужны запчасти, мы должны либо остановиться, либо работать на аварию. Вы же не поедете на автомобиле со спущенным колесом? А мы едем».
Большинство донецких шахт — государственные, только теперь, раз с Украиной взаимоотношения наладить не удается, вынуждены были зарегистрироваться в самопровозглашенной Донецкой народной республике. Так удобнее и выгоднее.
Александр Ковшевный, заместитель директора шахты: «У нас не было расчетов за уголь. У нас была задолженность по заработной плате четыре, а то и шесть месяцев. Если учитывать те месяцы, которые мы не работали. У нас нет взрывчатки. Нет средств взрывания. Но постепенно эти вопросы решаются».
Как передает корреспондент НТВ Андрей Григорьев, власти ДНР за уголь платят исправно и обещают к отрасли особое отношение. Донбасс — это
Нина Бышкина, мастер
Подземные коммуникации восстановили, ремонтируют здания, и на этой неделе шахта опять начала давать уголь, только поставляет его теперь не на Украину, а на электростанции ДНР.
Александр Ковшевный, заместитель директора шахты: «На сегодня, я считаю, что наше предприятие — энергообразующее в республике».
В перспективе власти самопровозглашенной республики намерены сделать отрасль прибыльной. На шахтах работают десятки тысяч людей, и бросить их на произвол судьбы никак нельзя.