Об осетинском конфликте говорили в Берлине. Не столько даже об осетинском, сколько об информационном, в котором Россия, по мнению многих, серьезно проиграла Западу.
Об осетинском конфликте говорили сегодня в Берлине. Не столько даже об осетинском, сколько об информационном, в котором Россия, по мнению многих, серьезно проиграла Западу.
Исправить ситуацию пробуют члены Общественной палаты и российские журналисты, освещавшие войну в Южной Осетии. На специальной встрече они рассказывают немецким коллегам о том, чему были свидетелями. Корреспондент НТВ Андрей Шилов наблюдает за реакцией.
Неофициальный разговор о кризисе в Закавказье — по горячим следам его проводит в Берлине Немецкий совет по внешней политике. Там собрались депутаты немецкого Бундестага, члены российской Общественной палаты и пресса.
Мадина Шавлохова, обозреватель газеты «Газета»: «Мы приехали для того, чтобы рассказать ту правду, которую мы видели. Рассказать о происходящем в Цхинвали все это время, начиная 7 числа и заканчивая 10 августа».
Шавлохова родилась и училась в Цхинвали, туда она приехала из Москвы 9 августа — писать для своей «Газеты».
В начале — минута молчания, потом разговоры «экспертов» и реакция зала. «У вас есть атомная бомба, а у нас есть правда», — раздается реплика. Триста человек с трудом удерживаются в формате короткого разговора.
Два с половиной часа длятся эти геополитические споры. Интересный, редкий случай, когда реально высказываются разные стороны, и аудитория аплодирует и пророссийским и прогрузинским выступлениям. Сейчас это, возможно, один из первых серьезных разговоров на эту тему. Но после перерыва здесь будут выступать журналисты, очевидцы боевых действий. Это самое интересное.
Малхаз Гулашвили, корреспондент газеты «Джорджиан Таймс»: «Это очень жутко представить, когда ночью просыпаешься и слышишь звук самолета, который рядом с тобой бомбит. И это очень психологически действует на народ. И когда президент выступает каждую минуту по телевидению и говорит, что да, сейчас Тбилиси возьмут. Это очень трудно представить».
Это грузинский журналист. А вот российский.
Дмитрий Стёшин, корреспондент газеты «Комсомольская правда»: «Я увидел, как нам навстречу от Тбилиси в сторону Южной Осетии движется не огромное — гигантское количество грузинских войск. И я их снимал, пока у меня не закончилась
Действительно ли американцы не знали о планах Саакашвили, будет ли Грузия разделена, как Северная и Южная Корея? Геополитические вопросы остаются без ответа. И опять свидетельства…
Ирина Куксенкова, корреспондент газеты «Московский комсомолец»: «Еще тут говорят о том, что у нас ядерная бомба, а вот у вас — правда. Это какая правда, простите, когда выключили все российские телеканалы? И вещала одна Алания, где Саакашвили говорит, что российская авиация бомбит Цхинвали. Это, простите, так обидно, когда я сижу, слушаю рацию военных, и там говорят, что по нам долбит артиллерийская группировка из Гори».
Рассказы о бомбежках с обеих сторон заставляют аудиторию цепенеть. Деталей не спрашивают, осмысливать будут долго. Как пережить это? Ведь страх не проходит. Одна участница разговора даже побоялась назвать себя.
Участница встречи: «Вот в русских мне тяжело верить, понимаете? Потому что у меня другие факты есть».
Марина Шавлохова, обозреватель газеты «Газета»: «Если они не поверили, они хотя бы услышали нашу сторону, позицию тех журналистов, которые там были изначально, которые видели трагедию изнутри».
Осмысление августовского ужаса на Кавказе, судя по этому симпозиуму, будет продолжаться еще очень долго.