Маленькие граждане Южной Осетии цветными карандашами рисуют бабочек, цветы и солнце. Мирная жизнь в их альбомах появилась несколько дней назад.
Многие граждане Южной Осетии, бежавшие из республики в разгар военных действий, остановились у друзей и родственников, сотни людей разместились в пансионатах и домах отдыха. Некоторые беженцы нашли приют в Богоявленском женском монастыре. Там люди приходят в себя после пережитого стресса под чутким контролем психологов.
Цхинвали разрушен бомбежками, но несмотря на это все его жители мечтают вернуться в родной город. В монастыре побывал корреспондент НТВ Николай Захаров.
После окончания траура в Богоявленском женском монастыре впервые звучит музыка. Инструктор Светлана уверена, что фитнес — лучшее лекарство от стресса.
Светлана Икаева, инструктор:
Маленькие граждане Южной Осетии цветными карандашами рисуют бабочек, цветы и солнце. Мирная жизнь в детских альбомах появилась несколько дней назад. До этого были танки, взрывы и самолеты.
Екатерина Цалиева, педагог: «Обратите внимание на детские работы, которые они сдали несколько дней назад. Почти все картины бесцветные или же выполнены в темных, мрачных тонах. Сейчас ребята рисуют яркими цветами, их пейзажи оживают».
Чтобы о войне совсем ничто не напоминало, здесь не смотрят телевизор. Новости о родственниках беженцы узнают по телефону. О том, что Цхинвали постепенно восстанавливается, читают в заметках местных газет.
Ангелина Гассиева: «Мы вернемся в Цхинвали обязательно. Сейчас нас еще преследует страх, но как только он пройдет, мы обязательно поедем домой. Если мы этого не сделаем, тогда вообще не понятно, ради чего воевали».
Ангелина Гассиева теперь постоянно молится. Она читает, что ее дочь чудом выжила под градом снарядов пуль. Как только женщина оказалась в лагере Богоявленского монастыря, сразу приняла крещение.
Ангелина Гассиева: «Когда нас бомбили, моя девочка была при смерти, она была в шоковом состоянии. Ребенок упал на землю и кричал, кричал… Спасибо Богу, что мы выбрались невредимыми из этого пекла. Спасибо Богу».
Реабилитационный центр на территории монастыря строили для детей Беслана, теперь монахини снова помогают сортировать гуманитарную помощь, а психологи возвращают к нормальной жизни жертв другой осетинской трагедии. Пока процесс идет очень медленно.
Ирина Каркусова: «Конечно, ночью страшно, мне постоянно снится гул самолетов. Дверь хлопнет, а у меня вырывается: „Господи, опять стрелять начали!“. Мне сотрудники центра постоянно напоминают, что тут не стреляют».
У Лолиты Кабисовой 10 детей, теперь ей приходится успокаивать дочку чаще, чем раньше. Чтобы спастись, матери с детьми пришлось почти сутки бежать через горы и реки, старшие братья и сестры на руках выносили младших. Побегу предшествовали два дня сидения в темном подвале.
Лолита Кабисова: «Мои младшие очень сильно плакали. Я их успокаивала, как могла, но как только слышен гул самолетов, все хором начинают плакать».
Чтобы поселить 30 детей и 14 взрослых, в комнатах и на веранде поставили дополнительные раскладушки. В этом лагере воспоминания о хаосе войны помогает вытеснить четкий распорядок дня: завтрак, обед и ужин, а между ними легкая работа.
Девочка: «Когда я двигаюсь или делом занимаюсь, я все ужасы забываю и думаю только о своем занятии».
Хоть сейчас идет пост, но на в меню обязательно есть мясные блюда. Новые обитатели монастырского подворья нуждаются в витаминах. Многих беженцев привезли с первыми признаками истощения.
Повар: «Первое время наши постояльцы очень плохо ели. Им еда не нужна была, им было необходимо спокойствие».
Чтобы полностью вернуть к нормальной жизни жителей Цхинвали, бежавших от войны, потребуются многие месяцы, а, возможно, даже годы. Скоро к процессу реабилитации подключатся школьные психологи.
Дети, которых не увезли в регионы России, сядут за парты в образовательных учреждениях Владикавказа. Несмотря на то, что от прежней жизни ничего не осталось, 1 сентября пойти в школу должен каждый ребенок.