Нескончаемый поток беженцев одно из главных последствий военного конфликта на Кавказе.
Нескончаемый поток беженцев — одно из главных последствий военного конфликта на Кавказе. Сейчас жители Южной Осетии размещены в российских санаториях, школах, на турбазах. Корреспондент НТВ Николай Захаров отправился в восстановительный центр Богоявленского монастыря. Он построен для детей Беслана, теперь там заново привыкают к мирной жизни семьи из Цхинвали.
Ангелина Гассиева теперь постоянно молится. Она читает, что ее дочь чудом выжила под градом снарядов и пуль. Как только женщина оказалась в лагере Богоявленского монастыря, сразу приняла крещение.
Ангелина Гассиева: «Когда нас бомбили, моя девочка была при смерти, она была в шоковом состоянии. Ребенок упал на землю и кричал, кричал… Спасибо Богу, что мы выбрались невредимыми из этого пекла. Спасибо Богу».
Реабилитационный центр на территории монастыря строили для детей Беслана, теперь монахини снова помогают сортировать гуманитарную помощь, а психологи возвращают к нормальной жизни жертв другой осетинской трагедии. Пока процесс идет очень медленно.
Ирина Каркусова: «Конечно, ночью страшно, мне постоянно снится гул самолетов. Дверь хлопнет, а у меня вырывается: „Господи, опять стрелять начали!“. Мне сотрудники центра постоянно напоминают, что тут не стреляют».
У Лолиты Кабисовой 10 детей, теперь ей приходится успокаивать дочку чаще, чем раньше. Чтобы спастись, матери с детьми пришлось почти сутки бежать через горы и реки, старшие братья и сестры на руках выносили младших. Побегу предшествовали два дня сидения в темном подвале.
Лолита Кабисова: «Мои младшие очень сильно плакали. Я их успокаивала, как могла, но как только слышен гул самолетов, все хором начинают плакать».
Чтобы поселить 30 детей и 14 взрослых, в комнатах и на веранде поставили дополнительные раскладушки. В этом лагере воспоминания о хаосе войны помогает вытеснить четкий распорядок дня: завтрак, обед и ужин, а между ними легкая работа.
Девочка: «Когда я двигаюсь или делом занимаюсь, я все ужасы забываю и думаю только о своем занятии».
Хоть сейчас идет пост, но на в меню обязательно есть мясные блюда. Новые обитатели монастырского подворья нуждаются в витаминах. Многих беженцев привезли с первыми признаками истощения.
Повар: «Первое время наши постояльцы очень плохо ели. Им еда не нужна была, им было необходимо спокойствие».
После окончания траура здесь впервые играет музыка. Инструктор Светлана уверена, что фитнес — лучшее лекарство.
Чтобы полностью вернуть к нормальной жизни жителей Цхинвали, бежавших от войны, потребуются многие месяцы, а, возможно, даже годы. Скоро к процессу реабилитации подключатся школьные психологи.
Дети, которых не увезли в регионы России, сядут за парты в образовательных учреждениях Владикавказа. Несмотря на то, что от прежней жизни ничего не осталось, 1 сентября пойти в школу должен каждый ребенок.