Искать, кому выгодно такое развитие событий на Кавказе, долго не пришлось.
Искать, кому выгодно такое развитие событий на Кавказе, долго не пришлось. Республиканский претендент на Белый дом, судя по некоторым данным, заработал немало очков на розыгрыше грузинской (в американской интерпретации) «русской карты» и практически свел на нет отставание от демократа Обамы.
Это и не удивительно. Не Джон ли Маккейн своими речами разогревал слегка остывшую почву холодной войны. Однако случаются и весьма необычные вещи. Давненько такого не было, чтобы один американский телеканал с другим публично выясняли отношения
Корреспондент НТВ Антон Вольский внимательно наблюдает и фиксирует происходящее.
В США на этой неделе конфликт между Россией и Грузией превратился в крупнейшую внутриполитическую тему. При этом в Вашингтоне, судя по всему, нет единого мнения о том, как Америка должна повести себя. И в то время, когда кандидаты стараются набрать очки, критикуя Россию, эксперты спорят о дальнейших шагах.
Еще в начале недели Америке казалось все ясно. Со страниц газет и с экранов телевизоров говорили исключительно о российской агрессии, но уже в среду ситуация начала меняться. Ведущие стали перебивать грузинского президента в прямом эфире, на экранах появились кадры из Цхинвали, а Джордж Буш, который осудил Россию, но Грузии пообещал только гуманитарную помощь.
Джордж Буш, президент США: «Я дал указание министру обороны начать миссию по оказанию гуманитарной помощи народу Грузии. И это будет крупномасштабная миссия».
Однако вскоре выяснилось, что корабли с гуманитарным грузом США подойти к Грузии не могут. Они не согласовали с Турцией пропуск через Босфор и Дарданеллы. Поэтому гуманитарный воз и ныне там.
Первоначальная реакция Белого дома была настолько вялой, что газеты стали упрекать Джорджа Буша в безволии. Ему припомнили, что он играл в Китае в волейбол, а в это время Россия разбиралась с ближайшим союзником США на Кавказе.
«Американская администрация словно пропала без вести. Если Буш не исправит свой провал в оценке России, то Грузия останется печальным финалом его президентства», — писали газеты.
Несмотря на призывы, очевидно, что Грузия переоценила желание США помогать ей. Спенсер Бойер, аналитик Центра американского прогресса : «Никто не собирается воевать с Россией — это даже не обсуждается. Грузия перегнула палку, атаковав Южную Осетию, но ответ России был явно неадекватным».
Партию войны в эти дни возглавил Джон Маккейн. Своими высказываниями он затмил президента. Ветеран Вьетнама, не скрывающий своей антироссийской позиции, потребовал исключить Россию из «большой восьмерки» и заблокировать вступление в ВТО.
Джон Маккейн, кандидат на пост президента США от Республиканской партии: «Это все звенья одной цепи: от убийства людей в Лондоне до сокращения поставок нефти в Чехию в ответ на их согласие разместить у себя радар, а также постоянные провокации и угрозы в адрес Грузии».
Подобная риторика уже принесла кандидату от республиканцев политические дивиденды. По опросам ему удалось сравнять счет с Бараком Обамой. Если в начале месяца чернокожий сенатор опережал Маккейна на
Майкл О’Ханлон, эксперт Института Брукингз «Маккейн сейчас набирает очки, демонстрируя, как хорошо он разбирается во внешней политике. Молчание Обамы не выглядит альтернативной политикой. Он кажется растерянным».
Дмитрий Саймс, президент Центра Никсона: «Обычно громче всех кричат те, кто мало что собирается делать».
Дел администрации Буша действительно пока не видно. Маккейн хоть и призывает ускорить процесс принятия Грузии и Украины в НАТО, но пока он не президент, то и эти заявления — для внутреннего пользования.
Бывший посол США в НАТО считает, что Саакашвили вообще поставил под угрозу планы НАТО по расширение на восток.
Роберт Хантер, в
Некоторые эксперты утверждают, что Вашингтон охладел к Саакашвили, но в то же время США не могут не критиковать Россию, поскольку это будет выглядеть, как предательство союзника.
«Американские официальные лица охарактеризовали грузинскую агрессию против Южной Осетии, которая спровоцировала крупнейшую военную операцию России со времен вторжения Советских войск в Афганистан, как значительный просчет грузинского президента. С этого момента его политическое будущее под вопросом», — рассуждает американская пресса.
Вопрос о будущем Саакашвили впервые был вынесен на обсуждение американским дипломатом на заседании Совета безопасности ООН.
Залмай Халилзад, постоянный представитель США при ООН: «В своем выступлении представитель России упомянул о разговоре министра иностранных дел Лаврова с госсекретарем США Райс. И в этом разговоре министр Лавров сказал, что демократически избранный президент Грузии должен уйти. Это совершенно неприемлемо. Я бы хотел задать вопрос: является ли целью России смена власти в Грузии?»
За 5 дней работы Совет безопасности так и не смог принять никакой резолюции. Конфликт закончился без вмешательства ООН. Россия настаивала на осуждении акта агрессии Грузии, США — на агрессии России.
Виталий Чуркин, постоянный представитель РФ в ООН: «Но тут пришлось им разъяснять, что геноцид осетин и абхазов — это не та цена, которую Россия готова заплатить за поддержание хороших отношений с Соединенными Штатами. Да и США ровно столько заинтересованы в хороших отношениях с Россией, как Россия с США».
Назвать жесткую критику в адрес России единодушным мнением в США было бы неправильно. Многие считают, что Грузия нарочно втянула Вашингтон в конфликт с Москвой
Дмитрий Саймс, президент Центра Никсона: «По неизвестным причинам Саакашвили вывел все свои войска из зоны между Южной Осетией и Грузией. Почему он это сделал, понять невозможно. Может потому, что грузинская армия больше не в состоянии была оказывать сопротивление, а может быть, он хотел спровоцировать Россию. Или хотел создать впечатление, что Россия уже посылает танки к самому Тбилиси и если НАТО не вмешается, то будет катастрофа».
Судьба
Ведь, чтобы отчислить из «восьмерки» нужно договориться с остальными участниками. Срочное принятие в НАТО Грузии и Уркаины — нет единства среди европейских стран. У Вашингтона нет готового ответа и не исключено, что отвечать будет уже новая администрация.