По всему миру гадают, можно ли было избежать трагедии с Airbus A320, ведь капитан самолета знал код специального замка на двери в кабину. «Анатомия дня» выяснила, как работает система безопасности на борту и как на нее повлияли события 11 сентября.
Был ли это теракт или самоубийство, но помешать пилоту с земли никто не смог бы при всем желании.
Сергей Ковалёв, президент федерального профсоюза авиадиспетчеров: «Диспетчер освобождает воздушное пространство на пути следования самолета от других самолетов, чтобы не произошло столкновение с пересекающимися и со встречными самолетами».
Французский инструктор на симуляторе наглядно показывает: даже если автопилот перенастроен на снижение, человек в кабине может вмешаться в любой момент. Правда, инструктор еще не знал о том, что скажут на
Брис Робен, прокурор Марселя: «На записи слышно, как командир судна потребовал по интеркому пустить его в кабину, затем громкие сильные удары о дверь, как если бы ее пытались выломать. Напомню, что это бронированная дверь, защищающая экипаж в случае возможной атаки террористов».
Трудно поверить, но то, что этому самолету было суждено погибнуть в альпийских горах, было предопределено еще 14 лет назад. Теракты 11 сентября 2001 года поставили авиакомпанию перед фактом. Тонкие перегородки, отделяющие кабину от салона, не преграда для террористов.
Олег Смирнов, замминистра гражданской авиации СССР: «У них в кабину можно было свободно заходить, свободно гулять, смотреть и так далее. После 11 сентября они ввели ровно такой порядок, который у нас к этому времени существовал уже несколько десятилетий. И сейчас кабина пилотов — это табу».
Были пересмотрены все мыслимые протоколы безопасности, в сотни раз увеличилось количество воздушных авралов, вооруженных сотрудников в штатском. Но, главное, в самолетах установили бронированные двери и цифровые замки с переменными кодами. Система в
Эта система казалась совершенной, но в 2013 году она первый раз дала сбой. Тогда в Африке разбился самолет мозамбикских авиалиний. Комиссия, расшифровав записи самописцев, была потрясена: когда командир экипажа остался в кабине один, он заблокировал дверь и направил лайнер к земле. Второй пилот до последнего пытался пробиться, но не смог. Не выжил никто. Таким чудовищным способом пилот Эрмине Фернандес свел счеты с жизнью.
Сейчас в некоторых странах действует правило: пилот никогда не должен оставаться в кабине один. Но в случае с немецкими авиалиниями это правило было либо не обязательным, либо нарушено. Андреас Любиц был наедине со своими мыслями, о которых мы уже вряд ли когда узнаем, передает корреспондент «Анатомии дня» Алексей Квашенкин.