Саркози и Медведев обсудит предложения по урегулированию ситуации вокруг Южной Осетии. Перед этим в столицу прибыли министры иностранных дел Франции и Финляндии.
Сегодня в Москве президент Франции Николя Саркози обсудит со своим коллегой Дмитрием Медведевым предложения по урегулированию ситуации вокруг Южной Осетии. Перед этим в столицу прибыли министры иностранных дел Франции Бернар Кушнер и Финляндии Александр Стубб. В Москве уже начались переговоры финского дипломата с его российским коллегой Сергеем Лавровым.
С подробностями — обозреватель НТВ Андрей Черкасов.
В Москву делегация ОБСЕ (Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе) и ЕС приехала в усеченном составе. Ее представлял коллега Лаврова из Финляндии Александер Стубб. Дело в том, что министр иностранных дел Франции Бернард Кушнер, который вместе со Стуббом были накануне в Грузии, сейчас занят подготовкой рабочей встречи Николя Саркози с Дмитрием Медведевым.
Кушнер и Стубб привезли из Грузии документ, содержащий несколько пунктов: соглашение о прекращении огня; оказание гуманитарной помощи беженцам и пострадавшим; договор о неприменении силы; отвод войск на позиции до начала конфликта; ввод в зону международных наблюдателей.
Понятно, что после тех действий, которые предпринимало грузинское руководство, у России некоторые из пунктов соглашения вызывают сомнения. Министр Лавров заявил, что Саакашвили нельзя больше назвать партнером России по переговорам. А грузинские миротворцы не могут вернуться в зону Южной Осетии, так как раньше они открывали огонь по своим российским коллегам. Своим поведением они дискредитировали миротворческий контингент Грузии.
Разумеется, Лаврова не могли не спросить о территориальной целостности Грузии. Готова ли Россия признать независимость Южной Осетии и Абхазии?
Сергей Лавров, министр иностранных дел РФ: «Вопрос о том, что будет с территориальной целостностью Грузии, находится, прежде всего, в руках самого грузинского руководства. И мы, в том числе и на уровне высшего руководства России, не раз об этом говорили Михаилу Николаевичу Саакашвили. Тогда еще нам казалось, что он понимает, о чем идет речь. Судя по всему, он так и не понял.
Своей варварской акцией в Южной Осетии он подорвал состоятельность грузинского государства, лишний раз доказал осетинскому, да и абхазскому народу, что они не будут в безопасности вместе с Грузией. И это абсолютный факт. Осетины
Для России происходящее в Осетии характеризуется одним словом — «геноцид». Речь идет о военных преступлениях, этнических чистках. Западные дипломаты стараются не использовать столь жесткие формулировки. Министр иностранных дел Александер Стубб еще раз подтвердил это сегодня в своем заявлении.
Александер Стубб, председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Финляндии: «Вы меня спросили о геноциде. Я не могу давать определения. Моя задача — прекратить огонь. Анализ ситуации, политические заявления — все это будет позже. На мой взгляд, использование жестких определений сейчас неуместно».
Лавров, между тем, пояснил: Россия пересмотрит свои отношения с Грузией и, судя по всему, с отдельными западными государствами. Москва не раз предупреждала Вашингтон воздержаться от вооружения Тбилиси. Американская политика была недальновидной, и события последних дней это подтвердили. Мало того, США пытаются навязать свою версию происходящих в Южной Осетии событий российской стороне.
Сергей Лавров, министр иностранных дел РФ: «Доктор Райс меня настоятельно убеждала, что в наших публичных комментариях действий Саакашвили Россия должна избегать выражений типа „геноцид“, „этнические чистки“, „военные преступления“. На мой вопрос, почему мы не имеем на это права (ведь все подкреплено показаниями свидетелей), ответа не последовало».
В ближайшее время в Кремле должны состояться переговоры президента Франции (эта страна сейчас председательствует в Европейском союзе) Николя Саркози и российского президента Дмитрия Медведева. По результатам встречи будет подготовлен новый документ о перемирии — базового соглашения недостаточно. Россия требует, чтобы в него был включен обязательный договор о неприменении силы со стороны Грузии и в отношении Южной Осетии, и в отношении Абхазии.