Американское правительство всего на сутки рассекретило одну из научных программ.
Исследования и разработки, скрытые от глаз большей части человечества, всегда вызывают колоссальный интерес. На днях одну из таких научных программ всего на сутки рассекретило американское правительство.
В течение этого времени все желающие могли посетить расположенную на Аляске базу ХААРП (HAARP). Эта английская аббревиатура расшифровывается как «исследование полярного сияния».
Природное явление американские ученые изучают в обстановке строжайшей секретности. До такой степени, что местные жители уверены: на самом деле специалисты разрабатывают метеорологическое оружие. Корреспондент НТВ Алексей Веселовский стал первым российским журналистом, который попал на загадочную базу.
Съемочную группу НТВ пустили в святая святых американских научных исследований — лабораторию ХААРП. Аббревиатура означает активное высокочастотное исследование авроральной области, что в просторечии называется полярным сиянием.
В лаборатории изучают полярное сияние и ионосферу. Однако многие в мире считают и даже уверены, что здесь на самом деле разрабатывается новое сверхмощное оружие — погодное, которое влияет на погоду. Здесь все засекречено, и просто так попасть на территорию проекта невозможно.
Однако один раз в год ХААРП проводит день открытых дверей. И тогда любой сомневающийся в целях и задачах проекта может приехать сюда и воочию убедиться, чем тут занимаются.
Сегодня к числу сомневающихся присоединится телевизионная группа НТВ. Кажется, мы станем первыми журналистами из России, которые сумели переступить через порог проекта ХААРП.
Сердце лаборатории — исполинский излучатель сверхвысоких частот. 180 антенн, расположенных в строгом порядке и связанных между собой, способны отправлять в ионосферу, на высоту от 70 до 200 километров, 3 миллиона 600 тысяч ватт энергии.
Это самая большая подобная установка в мире. Похожие существуют в Норвегии и
Джим Баттис, ведущий инженер проекта ХААРП: «Это самая обычная научная лаборатория. Здесь не занимаются оперативными исследованиями. Мы не разрабатываем какой то конкретный проект, мы изучаем основу ионосферы».
Корреспондент: «Но Вы же знаете о том, что в мире говорят про институт?»
Джим Баттис, ведущий инженер проекта ХААРП: «Я, честно говоря, просто не понимаю, откуда люди берут эту информацию про военные разработки».
Но если ХААРП исключительно научный объект, то почему вокруг базы — двойные заборы с сигнализацией и датчики движения по периметру? К тому же основан институт
Роб Якобсен, инженер проекта ХААРП: «Здесь не занимаются ни одной военной программой.
На день открытых дверей посмотреть на засекреченный объект приехало почти все окрестное население. Шутка ли, вокруг ходит столько слухов.
«Причина в том, что просто так сюда не попасть. Потому и рассказывают страсти», — говорит женщина.
«Поговаривают, что
ХААРП начали строить в 1990 году, а под место выбрали аляскинскую тундру, подальше от людей. Но причину объясняют не секретностью. Когда начинали проект, мало знали о том, как он может повлиять на человека.
Два года местные ученые изучали риски и пришли к выводу, что опасности лаборатория не представляет. Правда, сейчас, если излучатель работает, а недалеко появляется самолет, то все опыты приходится спешно прекращать.
Итай Криннинг, сотрудник ХААРП: «Наши радары определяют самолет и автоматически отключают всю систему. Так что угрозы жизни людей нет никакой, даже если бы все работало. Просто наши передачи мощнее и, безусловно, забьют переговоры летчиков. А чтобы этого не произошло, мы и останавливаем работы».
Здесь все уникально. Например, единственные в мире дизельные генераторы, мощности которых — 14 миллионов ватт — хватило бы питать всю Аляску в течение месяца. А еще тут есть телескопы с видеокамерами, которые секунду за секундой фиксируют происходящее наверху.
За вполне казалось бы обычными стенами скрываются все новые и новые отсеки. Только на металлический экран под одним из комплексов антенн ушло больше 300 километров провода. Сколько стоил весь объект, не могут сказать даже те, кто здесь работает.
Корреспондент: «Все же признайтесь, Вы можете менять ионы
Джим Баттис, ведущий инженер проекта ХААРП: «Мы их не меняем. Мы посылаем вверх радиоволны и таким образом как бы подогреваем ионосферу, поднимаем энергетическое состояние частиц. Но эти изменения минимальны, гораздо меньше того, что делает солнце. Эффект мы наблюдаем всего пару миллисекунд. И затрагивает это очень маленькую часть ионосферы — ту, что находится непосредственно над проектом».
Американские ученые уверяют, что в проекте ХААРП нет никакой угрозы человечеству. Все разработки не секретны, а разговоры об оружии — домыслы и сплетни.
Правда, вряд ли они сойдут на нет, если попасть сюда можно будет только на четыре часа раз в году, а остальные 364 дня проект будет так же тщательно закрыт от посторонних глаз, как и сейчас.