Ученые из московского Института проблем управления изобрели микродозиметр ультрафиолетового излучения.
В разгар пляжного сезона телекомпания НТВ получила сообщение, которое наверняка заинтересует многих любителей позагорать на солнце. Ученые из московского Института проблем управления изобрели микродозиметр ультрафиолетового излучения. Прибор предупредит владельца о том, что загорать становится опасно: известно, что солнце в больших дозах приводит к старению и даже раку кожи.
Репортаж корреспондента НТВ Сергея Малозёмова.
Доктор технических наук Владислав Зотов настраивает лабораторную установку, на которой испытывает свое изобретение. Кажется, все в порядке.
Владислав Зотов, доктор технических наук: «Это сенсор, сюда падает ультрафиолет. Боковые стенки защищают меня. Видно, как изменяется
Конечно, приборы, способные измерить дозу ультрафиолета, существовали и раньше, но Зотову удалось втиснуть всю схему в крохотную, со спичечную головку, кремниевую пластинку. Изучая свойства кремния, ученый обнаружил: если добавить в него примеси, вещество приобретает способность менять сопротивление под влиянием внешних факторов и ведет себя почти как компьютер, только очень маленький.
Владислав Зотов, доктор технических наук: «Мы назвали это явление управляемой скачковой проводимостью».
Подобрав ингредиенты, можно сделать микросенсоры температуры, давления, света. Зотов назвал их по первой букве своей фамилии —
Во дворе Института проблем управления имени Трапезникова, где находится лаборатория доктора Зотова, есть замечательный пруд: легко представить, что это пляж — берег озера или моря. Посмотрим, как работает новинка в реальных полевых условиях.
Пока это лабораторный образец, потому и выглядит негламурно. Главное — работает! Вот на него падает свет, а на экране бегут цифры, означающие количество поглощенного ультрафиолета. Зотов уверен: можно высчитать опасную дозу и настроить прибор так, чтобы в нужный момент он подавал сигнал тревоги: срочно в тень!
Владислав Зотов, доктор технических наук: «Сенсор очень маленький. Можно встроить в оправу очков, в брошки, в кулоны, в часы. Куда хотите».
Мы спросили, что думают об этом врачи. Онкологи из центра на Каширке сказали так: к сожалению, пока нет данных о том, после какой именно дозы надо уходить в тень. Этот показатель у каждого свой — в зависимости от типа кожи, наследственности и тому подобное. К тому же он меняется в течение жизни. Но то, что от избытка солнца действительно бывает рак — это точно.
Галина Харкевич, ведущий научный сотрудник Российского онкологического научного центра им. Блохина: «Если ультрафиолета попадает слишком много, то поверхностные клетки эпидермиса могут просто погибнуть, получив термическую травму, а в более глубоких слоях кожи просто возникают процессы фотостарения, то есть идет накопление различных мутаций, которые в конечном итоге могут привести к повышенному риску развития рака кожи».
Главный совет — загорать надо так, чтобы не было ожогов: покраснение кожи совсем небезобидно. Например, установлено: у детей, которые обгорали больше 4 раз, в будущем повышен риск возникновения опухолей кожи.
Еще, конечно, надо следить за родинками: именно из них чаще всего развивается самый опасный рак — меланома. Остальное, кажется, все и так знают: утреннее и вечернее солнце мягче, защитные кремы обязательны.
Доктор Зотов уверен: