Кандидат в президенты США Барак Обама по пути в Ирак заехал в Афганистан. А британский премьер Гордон Браун прилетел в Багдад.
Сегодня Ирак и Афганистан снова оказались вместе в заголовках новостей. Кандидат в президенты США Барак Обама неожиданно прибыл в Кабул, а британский премьер Гордон Браун прилетел в Багдад.
Политологи уверены:такой внезапный интерес к региону у западных союзников вряд ли можно считать случайным. Послевоенное строительство в Ираке и Афганистане терпит фиаско. И здесь и там донимают террористы, а действия коалиции не находят одобрения ни среди местных жителей, ни на родине. Что теперь — Запад лихорадочно ищет новую стратегию в регионе?
За сообщениями из Кабула и Багдада следит корреспондент НТВ Евгений Зубков.
Сегодняшний визит Барака Обамы в Кабул можно считать апофеозом всей этой шумихи. Афганистан — первая остановка сенатора в рамках его мирового турне.
Приоритет этой страны для США Обама обозначил еще в своей программной речи, объявив, что в случае победы на президентских выборах реанимирует афганское направление. Обама готов направить туда дополнительные войска, последовательно выводя контингент из Ирака.
По сути, те же меры предлагает и нынешняя американская администрация, так что Обама здесь не новатор. Хотя к такому подходу в самом Афганистане относятся скептически.
«Кто бы ни стал новым американским президентом, ему необходимо пересмотреть стратегию США в Афганистане. Нынешняя — в корне ошибочна», — говорит местный житель.
«Я не вижу изменений в жизни простых афганцев. Присутствие многочисленных иностранных войск не принесло нам ни радости, ни счастья», — вторит ему другой.
Американцам советуют кардинально менять стратегию, одних только военных усилий явно недостаточно. Формула успеха должна включать, по крайней мере, еще два обязательных элемента.
Рамазан Вашардост, член парламента Афганистана: «Ситуацию в Афганистане исключительно силовыми методами не спасти. Нам нужны военные, политические и экономические меры одновременно».
США и их союзники вторглись в Афганистан в конце 2001 года под лозунгом войны с международным терроризмом. Режим талибов стремительно пал, а к власти пришло прозападное правительство. Эти успехи, правда, поблекли на фоне растущего числа терактов, расцвета наркобизнеса и фактического раскола страны на отдельные княжества под контролем разных кланов.
Авторитет
Не лучше дела обстоят и в Ираке. Хотя союзники отчитываются об успехах, на деле все не так радужно. Практически ежедневно гибнут десятки иракцев, силы коалиции недосчитались уже пять тысяч солдат, и, очевидно, что поствоенное строительство в стране зашло в тупик. А тут еще разговоры о свертывании военного присутствия.
Вот и британский премьер Гордон Браун, приехавший сегодня в Багдад, тоже говорил о поэтапном выводе собственного контингента. Хотя в данной ситуации эксперты приравнивают это к поражению.
В сухом остатке имеем следующее: несмотря на упорный поиск западными союзниками новой стратегии в Центральной Азии — судя по озвученным планам — в ближайшие годы доктрина останется прежней. Главная ставка делается на силу и военную мощь. А значит и о стабильности в регионе мечтать пока преждевременно.