В резиденции прусского правителя Фридриха Великого в немецком Потсдаме открылась выставка актуального искусства.
Пивные банки в камине и куски одеял в обеденной зале королевского дворца… в резиденции прусского правителя Фридриха Великого в немецком Потсдаме побывали отнюдь не вандалы, а… художники.
О выставке актуального искусства в старинных интерьерах — репортаж корреспондента НТВ Дмитрия Погоржельского.
Прусский король Фридрих Великий был большим любителем современного искусства, то есть искусства середины XVIII века. Поэтому не удивительно, что в одном из дворцов ансамбля Сансуси открылась выставка современного искусства, но уже века XXI.
«Мне не нравятся шурупы. Всю ночь не спала… Надо их заменить», — волнуется одна из художников.
Так завершалось создание произведения искусства. Картины, скульптуры, инсталляции — все они созданы специально для этой выставки и именно в этом дворце. Ничего подобного в Германии, пожалуй, не проводилось. И не все были очарованы такой идей.
Хартмут Доргерло, генеральный директор Фонда «Прусские дворцы и парки»: «Поначалу противились реставраторы. Они опасались, что инсталляции могут повредить исторические оригиналы. Потом боялись, что посетители отвернутся от нас, ведь они приходят сюда не за актуальным искусством. Но, кажется, в итоге все довольны».
Корреспондент: «Как вам выставка?»
«Какая выставка? Мы пришли посмотреть на этот дивный старинный дворец», — говорят посетители.
Инсталляции столь искусно вписаны в барочные интерьеры, что иные из них не сразу заметишь. Так, в одном из ракурсов вполне естественно смотрятся в дворцовом камине донышки банок
Нарочно решили отказаться и от привычных табличек с названием работ и фамилиями авторов. Правда, некоторым удалось оставить свой автограф. Картонные чашечки выглядят прямо как фарфоровые.
В зале, где трапезничали гости, на столе блюда из «дичи». «Холодные закуски» — так называются произведения, созданные из старых одеял.
Аннете Мунк, художник (Германия): «Это моя вторая работа, она называется „Пара“, и я сделала ее как комментарий к этому залу. Видите, кругом эротические барельефы с иллюстрациями к „Метаморфозам“ Овидия».
Пожалуй, самое забавное, но вполне уместное явление в спальне — инсталляция «Нижнее белье короля».
Рут Хандшин, художник (Швейцария): «Людовику XIV так надоели лилии, что он заказал, как бы сказали, дизайнерам новый рисунок. Но король Франции мог носить его лишь на нижнем белье, образцы которого и прислал Фридриху Великому вместе с письмом».
Не важно, что быть этого никак не могло. Искусство требует не только жертв, но и фантазии и от зрителя — у художников ее в избытке.