В белорусской деревне Мотоль хотят продать дом, в котором провел детские годы будущий первый президент Израиля Хаим Вейцман.
В белорусской деревне Мотоль выставлен на продажу дом, в котором провел детские годы будущий первый президент Израиля Хаим Вейцман. Желающих приобрести скромное жилище пока не нашлось. Потенциальные покупатели говорят, что цена кусается.
Репортаж корреспондента НТВ Виктора Кузьмина.
Огромная по своим размерам деревня в белорусском Полесье Мотель. Сюда часто приезжают делегации из Америки, Европы и Израиля. Но не местный колорит и не странное переплетение города и деревни привлекает туристов, а небольшой дом на берегу озера, в котором провел свое детство первый президент Израиля Хаим Вейцман.
В знаменитом в Мотеле доме оригинальной осталась только одна стена — тыльная. Нынешняя хозяйка не стала ее ремонтировать. Дом, конечно, уже не тот, что был при Хаиме Вейцманe: крыша покрыта не жестью, а шифером, из восьми комнат сделали шесть.
Да и сам дом стоял на центральной улице, где жили зажиточные еврейские семьи. А после войны его перенесли на берег озера. В
Ольга Пташец, хозяйка дома: «Я как перебралась сюда, так мне старожилы все и рассказали».
О том, что дом Вейцмана продают, сегодня говорит вся деревня. Местный музей народного творчества хотел бы его приобрести, но 15 тысяч долларов для сельской культуры — цена огромная.
Марина Ксенда, главный хранитель музея народного творчества: «Есть задумка сделать в этом доме музей, чтобы это был филиал нашего музея, где бы могла быть отражена еврейская культура. То есть своего рода такой еврейский центр».
Хаим Вейцман жил в Мотеле до 11 лет. Его отец, заметив в сыне склонность к естественным наукам, отправил его в Пинск в реальное училище. Затем Хаим учился в Германии и Англии. В возрасте 24 лет стал доктором химических наук, а в
В родной Мотель он уже никогда не приезжал, но о нем здесь знают все.
Валентина Сатишур, дочь Ольги Пташиц: «Я в Пинске живу и рассказываю коллегам на работе, что у нас такой знаменитый дом. Многие знают, что
О знаменитых потомках в деревне рассуждать любят: приписывают родство местных жителей и Биллу Гейтцу, и израильскому
«Не только посол, правительство Израиля приезжало», — рассказывает директор музея.
На столе директора музея разложены фотографии Хаима Вейцмана. Их передали во время одного из таких визитов.
Мемориальную доску на дом так и не установили. Бабушка Ольга говорит, что она была бы не против, просто никто не предлагал. Она бы так и жила в знаменитом доме, но обстоятельства заставили выставить его на продажу.
Ольга Пташец, хозяйка дома: «Почему я решила продавать? Ну, это уже простой ответ. Я устала сама в этом доме, дети все поразъезжались, нет никого. Да и сам дом большой, чтобы содержать».
В деревне перешептываются, что к хозяйке дома Вейцмана каждый день приезжают покупатели издалека. Но дом