Конституционный суд выступил в защиту собственности московского бизнесмена. Теперь внесенные поправки в Уголовный кодекс запретят выставлять на продажу имущество, изъятое в качестве вещественных доказательств.
Сегодня Конституционный суд выступил в защиту частной собственности. Он внес поправки в Уголовный кодекс и теперь следственные органы не смогут так просто как сейчас выставлять на продажу имущество, изъятое в качестве вещественных доказательств. Принять такое решение судьям помог вертолет, точнее — его владелец.
О беспрецедентной истории защиты частной собственности рассказывает корреспондент НТВ Илья Федосов.
Решение по так называемому делу о проданном вертолете Конституционный суд принял в пользу истца. Заседание продолжалось недолго. В принципе, никакой интриги не было, его результат легко было предсказать.
Тем не менее, адвокат истца волновалась, потому что, сославшись на занятость, не приехал сам истец — московский бизнесмен. Он купил для своего предприятия вертолет, а фирму, которая этот вертолет доставила, обвинили в контрабанде. После чего транспортное средство забрали как вещественное доказательство, а потом продали, потому что его негде было хранить.
Владимир Лобанов, представитель Владимира Костылёва: «Не успели полетать. Он только прошел сборку и летные испытания, было подготовлено заключение. И после этого помимо его воли вертолет изъяли из его собственности».
Деньги от продажи вертолета в соответствии с законом ушли государству. Так и получилось, что бизнесмен, не имевший никакого отношения к уголовному делу о контрабанде, лишился примерно двух миллионов долларов.
Дело прошло все судебные инстанции и только Конституционный суд признал: «Лишение граждан их имущества только потому, что это имущество является вещественным доказательством, неправомерно, несоразмерно и неадекватно». Основание для такого решения — Конституция, в которой говорится, что лишить гражданина имущества может только суд.
Михаил Кротов, полномочный представитель президента РФ в Конституционном суде РФ: «Вопрос о защите права собственности — краеугольный вопрос для защиты конституционных основ. И в том случае, когда гражданин лишается собственности без судебного акта, это недопустимо с точки зрения Конституции Российской Федерации».
Наталья Опимакова, адвокат Владимира Костылёва: «Изначально были нарушены права собственника вертолета. Поэтому полагаем, что они должны быть восстановлены и вертолет должен быть возвращен Костылёву Владимиру Васильевичу».
Теперь возникает другая проблема: как добросовестному приобретателю получить назад свой вертолет. Ведь тот, кто его купил, тоже добросовестный приобретатель. Но этот вопрос Конституционного суда уже не касается.
Дело должно вернуться в обычные суды. Тем не менее, это прецедент и теперь можно ожидать исков от других граждан, чье имущество было изъято, а затем продано как вещественное доказательство, которое слишком сложно или слишком дорого хранить.