В Берлине готово к открытию одно из самых устрашающих сооружений времен холодной войны атомный бункер Эриха Хонеккера.
В Берлине готово к открытию одно из самых устрашающих сооружений времен холодной войны — атомный бункер Эриха Хонеккера. Построенный в 1983 году многоуровневый подземный комплекс должен был защитить верхушку ГДРовской компартии от ядерного удара.
Музейным экспонатом бункер прослужит недолго, потому что у властей нет денег на его эксплуатацию. Поэтому через три месяца объект решено замуровать. Корреспондент НТВ Андрей Шилов успел посетить его.
Это не главный вход и даже не запасной. Дырки в объекте проделали мародеры, когда бункер для руководства ГДР стоял бесхозным в начале 2000 года.
Ханнес Хензель, руководитель проекта «Бункер 5001»: «Вот здесь пробьем вход для экскурсий. Здесь очень хорошее качество материала — железобетон, 60 сантиметров».
Через пару месяцев это будет самый интересный в мире музей холодной войны. Его построили в 1983 году в период последнего кризиса СССР и Запада, плана «звездных войн» и каждодневных разговоров о ядерном ударе.
Ханнес Хензель, руководитель проекта «Бункер 5001»: «На тот момент это был самый продвинутый бункер в техническом плане для стран Варшавского договора, не считая СССР».
Три подземных этажа строили немцы не без советских технологий. На амортизаторах с азотом — надпись
Ханнес Хензель, руководитель проекта «Бункер 5001»: «Оставляете документы, оружие, все, что есть — это дезинфицируют отдельно. Раздевайтесь и через эту дверь в душ».
Химический душ в течение 15 минут для снятия радиоактивного заражения.
Ханнес Хензель, руководитель проекта «Бункер 5001»: «Здесь есть и второй душ, но с обыкновенной водой. Он не работает, конечно. Обыкновенной водой хотели смывать с себя всю ту химию, которой мылись до него».
Приветы из прошлого на каждом шагу — простыни в медпункте, ключи на дверце, банка
Ханнес Хензель, руководитель проекта «Бункер 5001»: « Эрих Хонеккер здесь был однажды. За полчаса ему показали что и как работает. Есть миф, что Хонеккер испугался, но тот, кто его водил, сказал мне, что это неправда».
В самом центре бункера — диспетчерский пункт. Здесь располагаются шкафы, датчики, кнопки.
Есть, конечно, и красная кнопка, он она здесь не главное. Самое главное — сердце этого диспетчерского пункта — в одном приборе.
Во времена ГДР рычаг стоял в положении «1». Если бы случился ядерный удар, то вначале переводили бы в режим «2» (это предавтономный режим), а потом в режим «3». В таком режиме бункер мог находиться 36 часов и быть абсолютно отключенным от внешнего мира.
Тогда узники бункера дышали бы воздухом, который был припасен в гигантских баллонах, а тряску от взрывов снаружи смягчали бы стальные тросы. На них тут подвешено все.
Ханнес Хензель, руководитель проекта «Бункер 5001»: «Здесь есть комната начальника бункера. Здесь самая маленькая платформа, видите, как она качается».
Трястись под землей когда знаешь, что снаружи погибает абсолютно все, — единственное, что не испытают посетители бункера времен холодной войны, которая, к счастью, так и не стала горячей.